Журнал «Академия Таро»

Томберг: дань уважения человеку, внесшему вклад в развитие современного Таро. Часть 2

В зарубежном интернете можно найти настоящее фото-расследование, посвященное «часам Папы Римского Иоанна Павла II». Данное расследование – это попытка понять было ли Таро одним из тайных интересов Иоанна Павла II.

Если Вы пропустили первую часть статьи можете ее найти здесь.

Источником фотографии ниже является уважаемый журнал «Вельтбильд» («Weltbild»). На фото видно, что на столе Папы Римского в стопке книг есть два тома, которые очень похожи на немецкое издание 1983 года Die Grossen Arcana des Tarot («Медитации на Таро. Путешествие к истокам христианского герметизма») Валентина Томберга.

При более близком рассмотрении видно, что изображение книг на рабочем столе Иоанна Павла II не совпадает с фото оригинала издания, поскольку у книг Папы Римского стрелы на корешке книги указывают на северо-восток (если поместить книгу прямо), в то время как на четком фото оригинальной книги стрелки направлены на северо-запад:

Автор расследования предположил, что фото Вельтбильд может быть зеркальным отображением оригинальной фотографии Папы Римского в его кабинете. Для того, чтобы проверить этот факт наш исследователь решил выяснить на какой руке носил часы Иоанн Павел II. Для этого он погуглил четкие фотоизображения Папы и обнаружил, что понтифик носил часы на левом запястье. Вот тому подтверждение:

Таким образом, мы приходим к выводу, что журнальное фото 1988 года – это зеркальное отображение оригинала. Поэтому, если мы «отзеркалим» фотографию назад, то стрела будет указывать на северо-запад:

Так все становится на свои места. Далее следует оригинальная фотография Папы Римского в его ватиканском кабинете.

Скорее всего, книга появилась на столе Папы Иоанна Павла II как подарок от одного из его Кардиналов — немецкого Иезуита Ганса Урса фон Бальтазара, который написал положительный отзыв-предисловие на «Медитации» Томберга.

Этот факт является еще одним потрясающим доказательством существования связи официальной Католической церкви, католической герменевтики с искусством Таро и другими эзотерическими учениями.

В русское издание «Медитации на Таро» не вошло предисловие Ганса Урса фон Бальтазара, поэтому я предлагаю вашему вниманию несколько цитат из указанного текста ниже:

«Через размышления, искреннюю молитву христианина нам раскрываются символы христианского герметизма на мистическом, гностическом и магическом уровнях, в том числе на примерах Каббалы, астрологии и алхимии. Эти символы заключены в двадцати двух так называемых «Старших Арканах» Таро. При помощи Старших Арканов автор в глубокой медитации погружается в самую суть всепроникающей мудрости католической мистерии».

«Первые дискуссии обращенных и необращенных испанских Иудеев за и против тайного учения Каббалы относятся к двенадцатому веку. Позже Рейхлин из Германии, Фицино и особенно Пико делла Мирандола из Италии также предприняли попытку вникнуть в суть этого учения, [4], в то же время кардинал Эгидий из Витербо (1469-1552) захотел объяснить Священное писание с помощью Каббалы «при помощи метода, который не является внешним, но который является внутренним (по отношению к писанию)» (non peregrina sed domestica methodo). [5]. Вдохновленный Папой Римским Климентом VII, этот усердный Кардинал написал свою яркую диссертацию на тему «Шекина» («Так в Ветхом Завете называется видимое сияние славы Божьей. В Библии Бог не локализован, и наряду с Его надмирностью показана Его «слава «, или ощутимое присутствие. Славу Божью символизирует Его «лицо», имя (Исх 33:18-20), «Ангел Божий» -предвоплощенный Христос — или «облако» (Исх 14:19). Шекина касается облака, окружавшего славу Божью (40:34), подобно тому, как молнии прорезывают грозовые тучи (19:9,16)» Шедд, Уильям Гриноу Тейер. Теологический энциклопедический словарь.), посвятив ее императору Карлу V [6]. Вот, те немногие звучные имена из прошлого, которые можно поставить в один ряд».

«Важный момент, несмотря на то, что речь идет о погружении в тайные языческие и иудейские учения, происходит это в духе гуманизма с надеждой вдохнуть жизнь в закостенелую христианскую теологию через соединение таких разноплановых откровений и открытий, и никто ни на мгновение не сомневается, что все это несмотря на разрозненность предназначено только для того, чтобы сделать сильнее истинную христианскую веру. Эти размышления, вовсе не ведут к синкретизму, но имеют абсолютно ясную цель:

«Я бы написал на челе имя Иисуса Христа и был бы счастлив умереть за веру в него. Я не маг, не иудей, не измаильтянин, не еретик. Это — Иисус, которого я почитаю и чей крест, я ношу на своем теле». [7]. Автор «Медитаций», вероятно, также подтвердил бы эту клятву преданности.»

Медитациям на Таро

Рисунок 6 Предисловие Валентина Томберга к Медитациям на Таро

Данный рисунок – это конспект предисловия автора «Медитаций на Таро», в котором В. Томберг говорит, что главная цель «писем неизвестному другу» дать возможность своему читателю через духовное упражнение погрузиться в эзотерическую традицию. Обратите внимание на цитату: «Примите, дорогой неизвестный друг, мой прощальный привет из-за последней черты» — Валентин Томберг хотел, чтобы его книга была издана после его смерти.

Томберг Акана как сохранения равновесия

Рисунок 7 Восьмой Аркан как сохранение равновесия

Данная часть статьи посвящена Восьмому письму – медитации на Восьмой Аркан Таро.

Седьмой Аркан учит как достичь равновесия, Восьмой – раскрывает механизм равновесия, а Девятый Аркан учит «пути мира» тех, кто уже знает, как обрести и сохранить равновесие.

Восьмой Аркан

Рисунок 8 Изображение Восьмого Аркана

На рисунке 8 вы видите Восьмой Аркан Марсельского Таро и его словесное описание. Валентин Томберг посвятил свои «Медитации» именно данной колоде.

Восьмой аркан

Рисунок 9 Общие значения Восьмого Аркана

Прежде всего Восьмой Аркан – это образ закона, в рамках которого человек может действовать по собственной свободе воли, но с другой стороны закон есть свобода Бога, которая реагирует на действия человека с помощью видимых и невидимых сил.  В основе такого закона лежит первооснова конечной реальности, которая наделяет реакции универсальностью, регулярностью и непреложностью.

Правосудие изображено в виде женщины. Это указывает на пассивность закона: Правосудие не действует само по себе – оно может только реагировать.

Фома Аквинат

Рисунок 10 Фома Аквинат о божественной Мудрости и истине

Фома Аквинский для Томберга является принципиально важной фигурой традиции, поскольку учителю церкви удалось возродить учение Аристотеля для своего времени, а главное соединить философию великого грека с христианской традицией. Как мне кажется, Томберг поставил себе именно такую задачу в работе над двадцатью двумя медитациями – адаптировать мировую и вневременную мысль к Христианству.

Правосудие как метод познания

Рисунок 11 Правосудие как метод познания

Гегель об Абсолютном духе

Рисунок 12 Гегель об Абсолютном духе

Суждение как форма мышления

Рисунок 13 Суждение как форма мышления, устанавливающая справедливость

Реальность справедливости и ее истина проявляются в мышлении, а именно в сфере суждений. Любое высказанное суждение имеет целью установление справедливости. Каждый судит в той степени, в какой он мыслит. Мы с утра до вечера выступаем в роли судей.

Анализ заповеди: "Не судите"

Рисунок 14 Анализ заповеди: «Не судите»

Но есть принципиальное отличие между «судить» и «осуждать». Можно судить явления и действия, но нельзя судить людей, поскольку это превышает полномочия мышления.

В медитации над Восьмым Арканом Валентин Томберг предпринимает ряд интересных попыток интерпретировать значимые библейские цитаты при помощи Аркана Правосудие.

Интуиция как любовь

Рисунок 15 Интуиция как любовь

Интуиция – один из способов восприятия, основывается на сочувствии и любви, поэтому всегда выступает в роли защиты.

В результате признания роли интуиции в процессе мышления правосудие было дополнено правом справедливости при отправлении правосудия. Это означает, что кроме расследования и установления фактов, далее сопоставления фактов с буквой закона совершается попытка интуитивного постижения человека, судьба которого находится в руках судьи. Так христианской цивилизацией был учрежден суд присяжных.

Функции правосудия по Платону

Рисунок 16 Функции правосудия по Платону

Функции правосудия: расследование, обсуждение и приговор соответствуют трем ступенями познания: гипотетической, доказательной и интуитивной.

Человеческое правосудие как аналог Божественного правосудия

Рисунок 17 Человеческое правосудие как аналог Божественного правосудия

Таким образом, человеческое правосудие связано с тремя познавательными способностями и является аналогией Божественного космического правосудия.

Сергей Савченко

Искренне ваш, Сергей Савченко, Русская Школа Таро

Статьи по Теме

Back to top button