Сюжет или схематичное изображение?
Итак, как вы уже знаете, все существующие колоды Таро можно условно разделить на два типа: те, в которых Младшие Арканы представлены сюжетами, и те, где на числовых картах представлены лишь символы масти. Например, на Двойке Жезлов будет просто два жезла, на Десятке Мечей — десять мечей и так далее. Заметьте, здесь я не говорю о конкретных школах и направлениях колод, а акцентирую внимание исключительно на иллюстрациях. Впрочем, в том, что касается школ, вы, наверное, и так всё знаете: большинство колод Уэйтовского направления имеют прорисованные, сюжетные числовые карты, Марсельского и французского — схематичные (символы масти), а кроулианского и Золотой Зари — непрорисованные, но частично сюжетные. Что это значит?
Если мы говорим о прорисованных, то в подобных колодах Младшие Арканы по сути не отличаются от Старших: на них так же изображен определённый сюжет, иллюстрирующий значение карты. Со схематичными всё понятно — я уже сказала о них выше. А вот кроулианское направление и Золотая Заря представляют собой нечто среднее: сюжета как такового на Младших Арканах нет, но при этом мы видим не просто определённое количество символов мастей, но и важные дополнения, изучив которые можно понять значение карты. Так, например, при трактовке имеет значение цвет, детали, дополнительные символы, само расположение жезлов, мечей, пентаклей или кубков.
Скажу честно, я начинала с Таро Тота, поэтому поначалу понимание числовых карт мне давалось трудновато, однако, возможно, именно этот опыт оказался для меня самым полезным. После длительного изучения и успешной работы с колодой Кроули, я с лёгкостью могла переключаться на все подобные, а уж Уэйта и инструменты, созданные на его основе, вообще понимала с полуслова. Хотя я знаю множество тарологов, которые наоборот начинали с Уэйта, и лишь потом переключались на непрорисованные Младшие Арканы. Марсельское Таро я начала изучать гораздо позже, но, надо сказать, впоследствии с ним плотно работать я всё-таки не стала: кроулианский подход мне понравился куда больше, чем просто схематичное изображение символов мастей.
Сюжетные Арканы: плюсы и минусы
Плюсы
- Сразу же понимаешь значение карты, ориентируясь лишь на сюжет. Не нужно долго раздумывать над тем, что же может означать тот или иной Аркан в конкретном раскладе. Это несомненный плюс для новичков, только начинающих изучать Таро.
- Сюжеты при регулярной работе с Таро откладываются в памяти и автоматически переносятся на другие колоды. Тем, кто в дальнейшем планирует использовать колоды с непрорисованными Младшими Арканами, с помощью сюжетов могут запомнить значение той или иной карты и уже по нему ориентироваться во время работы с числовыми картами без сюжетов.
- Сюжетные числовые Арканы выглядят привлекательно и интересно в глазах клиента. Очень часто люди, обратившиеся за раскладом, глядя на карты, сами дают тарологу дельные подсказки о рассматриваемой ситуации.
Минусы
- Значения оказываются не вариативны, т.е. мы видим именно то, что нарисовано на карте, не больше и не меньше. Конечно, многие даже в самом обычном сюжете умудряются рассмотреть множество деталей, незаметных на первый взгляд, но в целом, на мой взгляд, конкретный рисунок всё-таки загоняет таролога в определённые рамки.
- Второй минус плавно вытекает из второго плюса: работая с сюжетными числовыми картами и автоматически перекладывая значения того или иного Аркана на аналогичный Аркан другой колоды, можно упустить из виду разницу в значениях. Так, например, я видела таролога, которая абсолютно любую колоду трактует по Уэйтовским значениям. Конечно, расклады у неё получаются точные (ведь как настроишь колоду — так она и будет работать), но, на мой взгляд, при этом теряются особенности разных школ, авторские дополнения, прочие детали. Зачем тогда иметь несколько колод, если все они трактуются одинаково?
Непрорисованные Арканы: плюсы и минусы
Плюсы
- Каждый Аркан не имеет фиксированного значения, поэтому можно использовать метод открытого чтения карт, который предложил в своей книге Йоав Бен-Дов. Конечно, это больше касается Марсельского Таро, а не колоды Кроули или Золотой Зари, однако даже в последних всё равно остаётся огромное пространство для свободной интерпретации, поскольку на карте нет чёткого сюжета.
- Непрорисованные Младшие Арканы развивают интуицию — таролог начинает больше «чувствовать» карты, чем выводить значение логическим путём.
- Освоив колоды со схематичными Младшими Арканами, человеку намного проще переключиться на сюжетные — общий язык со всеми колодами типа Уэйта в таком случае находится куда быстрее.
Минусы
- Требуется больше времени на изучение каждой карты. Некоторые тарологи вообще предпочитают заучивать значения схематичных Арканов, хотя я, например, не считаю это необходимым.
- Отсутствие на картах сюжетов не подходит визуалам, которые воспринимают информацию исключительно по иллюстрациям. Кому-то вообще подобные колоды кажутся неинтересными.
- Клиент ничего не понимает в раскладе. Для кого-то это наоборот покажется плюсом, поскольку далеко не все тарологи любят, когда люди, обратившиеся за консультацией, начинают выдвигать собственные предположения о том, что может значить та или иная карта.
Вот такие списки получились у меня.
Личный опыт
О своём личном опыте я уже рассказала, но всё-таки повторюсь: мне больше нравятся частично прорисованные числовые карты (как в Таро Тота и всех подобных), хотя Марсель тоже кажется весьма интересным. Несмотря на это, в моём арсенале есть несколько колод с сюжетными иллюстрациями. Скажу честно, их я выбирала именно из-за картинок, которые просто понравились визуально, так как каждая из них не слишком однозначна и подразумевает множество вариаций значений. Большинство из них — колоды для просмотра личных отношений, теневых аспектов ситуации, либо просто интересные тематические образцы.
А что думаете по этому поводу вы? Какие колоды вам нравятся больше — с сюжетными Младшими Арканами или непрорисованными? А почему? Поделитесь своим мнением, оставив комментарий.