Сегодня мы с вами поговорим об одной очень необычной колоде, которая лично у меня оставила весьма неоднозначные впечатления. Это удивительное творение художника Германа Хайндля, которое так и называется — Таро Хайндля. Впрочем, я встречала и вариант произношения «Хейндля», но сути это, думаю, не меняет. Колода очень непростая, завораживающая своими глубокими образами, которые Герман Хайндль рисовал сам. Я вообще, надо сказать, просто обожаю карты, иллюстрируют которые именно авторы, а не нанятые ими художники. Но давайте уже приглядимся к этой чудесной колоде повнимательнее.
История создания колоды
Для начала стоит сказать пару слов о самом авторе — Германе Хайндле. Это очень необычный человек, который прошёл войну, путешествовал по многим странам, преподавал художественное искусство, выступал активным защитником природы и, конечно же, занимался духовным развитием. Такая многогранная личность просто не могла создать скучную и похожую на другие колоду Таро, не правда ли? Таро Хайндля впервые увидело свет в 1989 году в Германии, его выпустило мало кому известное издательство Knaur Esoterik, но уже спустя год вышла версия колоды от US Games. Переизданием состоялось в 2011. Существовала и ещё одна версия колоды — от немецкого издания Lotos, датируемая 2002 годом. Через глубокие философские образы художник показал своё, переосмысленное лично, восприятие системы Таро и, нужно сказать, это у него получилось более чем достойно.
Ключевые особенности
Колода Таро Хайндля очень не похожа на многие штампованные образцы, которые выходят чуть ли не каждый месяц в издательстве Lo Scarabeo. Не подумайте, я не хочу сказать ничего плохого о главном «поставщике» эзотерической продукции, но всё-таки издания последних лет лично меня, честно говоря, совсем не радуют: всё тот же Уэйт, просто перерисованный по-новому, либо далёкая от настоящего Таро оракульная система. Творение Хайндля выглядит куда более продуманно. Колода следует кроулианской традиции, за одним небольшим исключением: Сила всё-таки занимает восьмое место, Правосудие — одиннадцатое. Именно эту перестановку художник почему-то не принял. Во всём же остальном Таро Хайндля можно смело назвать выполненной в духе Кроули.
Придворные карты, как и в Таро Тота, представлены двумя мужскими и двумя женскими персонажами, однако названы они немного по-другому: Отец, Мать, Сын, Дочь. Числовые карты я бы всё-таки назвала прорисованными, так как на заднем фоне за символами мастей скрываются фрагменты художественных полотен автора. Но главное нововведение, которое, кстати, впоследствии взяли на вооружение некоторые другие создатели колод — это нанесённые на карты соответствия: мы видим на иллюстрациях Младших Арканов Таро Хайндля гексаграммы И-Цзин, а на Старших — руны Арманического Футарка и буквы еврейского алфавита (каббала). Также Старшие Арканы имеют астрологические соответствия, а Младшие снабжены ключевыми словами, которые очень схожи с использованными в Таро Тота, хоть и с несколько смещёнными кое-где акцентами. В целом же колода производит впечатление очень продуманной, серьёзной работы, создававшейся годами. Впрочем, так оно и было на самом деле. Никакой компьютерной графики, каждый штрих нарисован вручную!
Символизм карт
Символизм, использованный в Таро Хайндля, очень глубок. Каждый рисунок заставляет задуматься, присмотреться повнимательнее, проанализировать его с разных ракурсов, приглядеться к мельчайшим деталям. Здесь мы найдём отсылки к мифологии, истории, религии, а также многочисленные культурологические особенности разных стран (не забыли, что Хайндл много путешествовал?). Новичку разобраться с таким колоссальным объёмом информации, присутствующей в каждой карте, однозначно будет непросто. Впрочем, чуть позже я обязательно расскажу об одной замечательной книге, которая здорово поможет в изучении этой необычной колоды. А пока пора погрузиться в мир Старших Арканов.
Старшие Арканы
Начать путешествие по Старшим Арканам Таро Хайндля я хочу с тех карт, которые лично мне запомнились больше всего в то время, когда я работала с этой колодой. Начнём, пожалуй, с Шута. Образ, созданный Германом Хайндлем сочетает в себе сразу несколько архетипов: это и традиционный шут, комедиант, и ребёнок без опыта, который только начинает свой жизненный путь, и рыцарь Парсифаль, отправившийся на поиски Священного Грааля, и святой Франциск Ассизский. Помимо главного героя на карте присутствует раненый лебедь, символизирующий страдания. Согласно легендам, именно Парсифаль однажды стрелял в лебедя, но одновременно с птицей, ранил и себя — в тот момент он впервые познал страдание и начал свой путь, который в итоге привёл к искуплению. Хайндль присвоил Шуту руну Вуньо, связанную с радостью и принятием жизни во всех её проявлениях.
Следующий Старший Аркан Таро Хайндля, на котором я бы хотела остановиться — Верховная Жрица. От него прямо веет каким-то неземным спокойствием. Жрица у Хайндля — хранительница самой жизни. Это Богиня, стоящая за парящим шаром. Она источает свет. В изображении карты очень чувствуются лунные энергии, а ещё — вода, символизирующая приливы и отливы. На Аркане мы также видим верблюда (отсылка к каббалистическому соответствию — букве Гимел). Животное выступает намёком на то, что именно Жрица ведёт нас через «пустыни жизни» — трудные периоды, сложные обстоятельства. Интересно, что Хайндл приписал Жрице руну Уруз, которая, казалось бы, вообще имеет мало общего с данным Арканом. Однако в сопроводительной книге к колоде, написанной Рейчел Поллак, дано объяснение: слово «Ур» в немецком языке означает словосочетание «до начала всего», т.е. по сути символизирует Великую Мать, являющуюся источником жизни. А ещё руна связана с силой, которая придаёт форму первобытной энергии.
Следующий Старший Аркан, на котором хотелось бы акцентировать внимание — Колесница. В Таро Хайндля мы видим совершенно непривычный образ: вместо традиционной повозки перед нами предстает ярко-красная лодка с колёсами, несущаяся по волнам — знак динамики, движения. На высоком пьедестале стоит фигура в белых одеждах, напоминающих саван, а позади неё возвышается огромная морда волка, символизирующая опасность. В небе виднеется лунный серп. Волка и луну можно рассмотреть как страхи, глубинные комплексы, но им активно противостоит фигура Колесничего, который побеждает любую опасность и несётся по волнам жизни на своём необычном судне. Руна, связанная с Колесницей — Хагалаз (вариация написания снежинкой). Я думаю, она здесь должна читаться в аспекте разрушения блоков, мешающих движению.
Следующий Аркан, который мы рассмотрим — Дьявол. Уж больно он необычный получился у Хайндля. Он представлен в виде козла, но вы только посмотрите в его гипнотические глаза! Пожалуй, это самый обаятельный Дьявол, которого мне только доводилось видеть! Третий глаз на лбу у козла — отсылка к каббалистическому соответствию — Айн, что в переводе означает «глаз, око». Помимо центрового персонажа, на карте присутствует и змея — символ мудрости, возрождения, а в некоторых культурах и зла. Руническое соответствие XV Аркана Таро Хайндля — Альгиз. Я очень долго размышляла над тем, почему автор колоды выбрал именно эту руну, но потом всё-таки поняла (по крайней мере, это мой вариант): Дьявол по сути символизирует первобытную, инстинктивную, естественную силу. Это то, над чем мы порой не бываем властны. Но инстинкты не только ведут нас на самое дно, но и позволяют выжить, оберегают — это заложено природой, Высшими Силами. Альгиз в в данном аспекте и означает эту внутреннюю, природную защиту. Только приняв самого себя вместе со своим естеством, мы становимся на путь духовности. Дьявола придумала христианская религия, но на самом деле его нет — есть лишь мы сами и наша природа, которую нужно принять, чтобы обрести целостность.
Давайте разберём ещё один Козырь, и перейдем к Младшим Арканам. Я предлагаю рассмотреть Луну. Итак, в Таро Хайндля на изображении карты мы видим таинственный, сумрачный пейзаж, по которому простирается иллюзорная водная дорога, залитая лунным светом. Рак символизирует наши внутренние, глубинные страхи, а единорог — фантазии, мечты, силу воображения. По сути значение карты не особо отличается от традиционного. А вот руну Отала, добавленную Хайндлем, я здесь воспринимаю, как намёк на богатство нашего внутреннего мира и установление границ между реальным и иллюзорным.
Младшие Арканы
Младшие Арканы Таро Хайндля на первый взгляд кажутся лишь частично прорисованными, однако, если присмотреться, на заднем плане мы видим фрагменты картин художника, которые тоже имеют отношение к смыслу карт. Поскольку обзор уже получается довольно большой, я предлагаю кратко пробежаться по четырём числовым картам — по одной из каждой масти.
Жезлы символизируют огонь, но в Таро Хайндля они выглядят как копья. На Тузе Жезлов, помимо самого огненного копья, мы видим йони и лингам — озеро и камень фаллической формы, женскую и мужскую часть божественного в индийской культуре. По сути Аркан отражает два полюса существования, объединение которых становится причиной возникновения и развития Вселенной.
Безумно нравится мне Двойка Чаш — очень тонкая, чувственная, но в то же время спокойная и гармоничная карта. Центровой персонаж — павлин — птица, связанная с балансом, возрождением, грациозностью. Книга к Таро Хайндля, написанная Рейчел Поллак, позволила мне заметить важный акцент: клюв павлина обращён в левую сторону, которую психологи обычно связывают с бессознательным, а глаза птицы смотрят вправо. Получается, что любовь вытаскивает из нашего подсознания чувства, которые мы не осознавали.
А теперь посмотрите на Тройку Мечей. Несмотря на то, что здесь нет привычного многим разбитого сердца, глядя на эту карту, внутри возникают какие-то очень тонкие, странные ощущения, словно наружу из глубины души вырывается тоска по прошлому, скорбь, отчаяние, боль. Герман Хайндль связал эту карту с мировым страданием и необходимостью для каждого человека пройти через подобный опыт. Рана, из которой вытекает слеза — какой глубокий и необычный образ!
Из масти Камней (так у Хайндля названы Пентакли) меня в своё время просто заворожила Четвёрка. Рейчел Поллак сравнивает корни дерева на карте с корнями Иггдрасиль — Мирового Древа. Четыре камня разных оттенков символизируют четыре стороны света. Называется карта «Сила Земли».
При рассмотрении Числовых карт я намеренно не стала включать в обзор описание гексаграмм И-Цзин, которые присутствуют на Арканах, поскольку считаю, что в эти детали стоит влезать лишь тарологам, решившимся поработать со столь глубокой колодой лично. Ну а пока переходим к Придворным Картам.
Придворные карты
Как я уже говорила, Фигурные Арканы в Таро Хайндля весьма специфические и очень отличаются от традиционных. Здесь мы встречаем Отца, Мать, Сына и Дочь. Каждую масть художник связал с одной из культур: Жезлы (Огонь) — Индия, Камни (Земля) — культура американских индейцев, Кубки (Вода) — Европа, Мечи (Воздух) — Египет. Со стороны кажется, будто бы при таком подходе мы получаем некоторую «мешанину», но нет: персонажи Двора выглядят очень живыми, а сама колода ощущается целостной, поскольку элементы различных культур и мифологии встречаются и во всех остальных картах, не только в Придворных.
Итак, Жезлы представлены следующими героями: Отец — Брахма, Мать — богиня-разрушительница Кали, Сын — Кришна. Дочь — Радха.
Кубки показывают культуру Европы, и здесь мы встречаемся с Одином (Отец), Венерой из Виллендорфа (Мать), Парсифалем (Сын) и Бригид (Дочь).
Семейство Мечей погружает нас в загадочную культуру Древнего Египта: Отец представлен солнечным богом Ра, мать — богиней звёздного неба Нут, Сын — Осирисом, Дочь — Исидой.
И, наконец, масть Камней напоминает о героях мифологии американских индейцев: Отец — Старик Бигфут, Мать — Женщина-Паук, Сын — Вождь Сиэтл, Дочь — Женщина-Белый Бизон.
Особенности толкования карт
Разобраться в Таро Хайндля новичку однозначно будет очень сложно, поскольку в основе сюжетов лежат мифологические истории, предания различных континентов и философские трактаты. Несмотря на то, что Рейчел Поллак в книге, посвящённой данной колоде, предлагает использовать и перевёрнутые карты, мне кажется, что они для этой цели не подходят. Арканы и без переворачивания настолько многогранны, что необходимость введения дополнительных акцентов просто пропадает. Подружиться с Таро Хайндля можно через длительное изучение Арканов, а ещё лучше — через медитации на образы, созданные художником.
Для рассмотрения каких вопросов подходит колода
Честно скажу, бытовые вопросы просматривать на этой колоде у меня не получилось, точнее получилось, но ответы выходили всё-таки более акцентированные на внутренний мир человека, его переживания, а не на события мира внешнего. В целом я считаю, что Таро Хайндля — универсальный инструмент, с помощью которого можно анализировать любую ситуацию, но при условии, что вы чувствуете энергетику этих карт, а не опираетесь на книжные, шаблонные толкования. В целом лично у меня колода вызвала чувство лёгкой меланхолии, мне нравилось делать на ней расклады, когда за окном шумит дождь, летят разноцветные осенние листья. Это колода из серии «под особое настроение».
Кому подойдут данные карты
- Любителям колод, созданных настоящими художниками
- Коллекционерам карт кроулианского направления
- Эстетам, любящим глубокие, многогранные изображения с несколькими пластами смыслов
- Тарологам, желающим освоить довольно сложный новый инструмент
- Тем, кто ищет колоду для рассмотрения психологической стороны вопросов, поиска своего предназначения, кармических раскладов
Рекомендованная литература для ознакомления с колодой
Из книг, которые помогут вам познакомиться с Таро Хайндля поближе, я могу порекомендовать лишь одну — написанную Рейчел Поллак. Писательница несколько месяцев прожила в семье Хайндля, чтобы издать этот труд. Она подробно расспрашивала художника об идеях, на которых базировались иллюстрации, его путешествиях, духовных открытиях, и на основе этого общения и написала великолепную большую книгу о Таро Хайндля. Пожалуй, это единственный достойный труд, который приоткрывает завесу над этой таинственной и необычной колодой.