Таро Эры Водолея, с которой мы сегодня познакомимся подробнее — одна из наиболее популярных русскоязычных колод среди начинающих тарологов. Несмотря на то, что впервые она увидела свет в 1998 году, иллюстрации, созданные Мариной Болгарчук остаются актуальными и сейчас, в начале 21 века.
Карты очень красочные, красивые, понятные, и что самое главное — самобытные. Это действительно авторский взгляд на систему Таро, а не просто вариации на тему сюжетов Уэйта. Но давайте обо всём по порядку.
История создания колоды
Колоду Таро Эры Водолея создала наша соотечественница Марина Болгарчук — она не только занималась разработкой образов Арканов, но и сама рисовала карты. Название колоды выбрано не случайно. Дело в том, что карты были выпущены в 1998 году, незадолго до того, как человечество вошло в новую эпоху — так называемую эру Водолея. Несмотря на то, что по поводу точной даты наступления этого нового периода мнения астрологов расходятся, большинство обычных людей связывает смену эпох с началом третьего тысячелетия.
В эпоху Водолея на первое место выходят индивидуальность человека, обдуманность поступков, гуманистические ценности, духовная свобода и ясность мышления. Астрологи связывают этот период с объединением науки, религии и искусства, что открывает перед человеком многогранные возможности познавать Мир, Вселенную и Космос, когда один способ не исключает другой, а гармонично соединяется с ним. Можно сказать, что главная идея новой эпохи — синтез логического, чувственного и интуитивного подхода в познании законов Вселенной.
Карты Марины Болгарчук были отпечатаны на петербургском Комбинате Цветной Печати — в одной из старейших типографий города, занимающейся выпуском очень качественных игральных карт. Сразу после выхода карт Таро Эра Водолея в свет (это произошло благодаря издательству «Артемида»), российские тарологи стали говорить, что данная колода вполне может конкурировать с наилучшими иностранными образцами. Причина популярности этих карт, скорее всего, кроется в том, что действительно качественных колод, вышедших у нас на Родине, сегодня на рынке представлено очень мало, их можно буквально пересчитать по пальцам, а уж про 1998 год и говорить не приходится. Согласитесь, действительно очень приятно, что есть и у нас, что показать миру.
Ключевые особенности колоды
Таро Эпохи Водолея выполнено в традиции Уэйта, однако, как я уже сказала, с видимыми авторскими отличиями. Но по сути — это та же самая английская школа. В Старших Арканах явно читаются классические значения, Младшие повторяют Уэйта лишь только по толкованию, но не по иллюстрациям. Впрочем, среди них есть и несколько совершенно уникальных, авторских. Нумерация Старших Арканов — в традиции Кроули и Марсельских колод (Правосудие — 8, Сила — 11).
Интересно, что свои номера имеют все карты колоды, а не только Козыри, т. е. карты пронумерованы от 0 до 77. После Старших Арканов нумерация продолжается с масти Посохов (22-35), далее идут Кубки (36-49), за ними Пентакли (50-63), а потом Мечи (64-77). Несколько странным мне показался сам порядок карт. Если мы привыкли начинать перечисление Младших Арканов с Туза до Десятки, а затем уже называть Придворные карты, то в колоде Марины Болгарчук порядок МА следующий: Король, Дама, Рыцарь, Паж, а затем уже числовые карты, начиная от Туза. Чем именно это обусловлено, мне сказать трудно, так как с колодой я не работала и нигде не нашла обоснований именно такой нумерации.
В том, что касается самих иллюстраций — в галерее Таро Эры Водолея мы видим героев, одетых в старинных костюмы, но костюмы эти явно не наши, не российские, а скорее французские. Правда, я не считаю себя знатоком исторической моды, поэтому могу и ошибаться. Но мне лично кажется, что это всё-таки западная или южная Европа, но никак не восточная. Иллюстрации довольно яркие, красочные, детализированные. Младшие Арканы прорисованы.
В нижней части каждого Аркана нарисован старинный свиток с названием карты на трёх языках — русский, английский, французский. То, что этот свиток заслоняет часть изображения, а не вынесен вниз за его пределы, лично мне кажется неудобным, но это, наверное, дело привычки.
Символизм колоды
Каким-то особенным символизмом Таро Эры Водолея похвастаться не может. Здесь нет астрологических, каббалистических и других эзотерических отсылок, но это наоборот даже может стать плюсом для новичков, которые только начинают изучение карт. Профессионалам же наоборот дополнительной символики может не хватать. Впрочем, колода всё же позиционируется как доступная именно для начинающих, поэтому отсутствие дополнительных символов вполне оправдано.
Старшие Арканы
Как я уже сказала, Старшие Арканы вполне традиционны и будут понятны тем, кто уже работал по системе Уэйта. Впрочем, творение Марины Болгарчук можно смело выбирать и в качестве самой первой колоды, поскольку сюжеты просты и легко читаются. Давайте рассмотрим для примера несколько карт из Козырей.
Дурак — привычный юноша с котомкой за плечом и верным четвероногим спутником — собакой. Первое отличие, которое бросается в глаза — на картинке нет обрыва, к краю которого обычно подходит Шут. Но это не просто путешественник, как может показаться на первый взгляд. Обратите внимание на задний план: на небе сгущаются чёрные тучи, а значит опасность всё-таки присутствует.
Колесо Фортуны — это серебристый шар, который катят два шута. Движение этого шара неуправляемо: один скоморох находится наверху шара, а второго вот-вот расплющит под его тяжестью. В разные жизненные моменты мы можем быть то одним, то другим шутом — в этом и есть непредсказуемость судьбы, вечное вращение колеса, когда мы оказываемся то на вершине его, то в самом низу, сломленные волей обстоятельств.
Башня, Мир, Колесница и несколько других Старших Арканов по сюжету очень напоминают классические.
Стоит также отметить, что тема смерти и пороков в Арканах показана очень деликатно. Так, в 13 Аркане нет никаких мёртвых людей или частей тел, торчащих из земли, как это показано во многих колодах. Дьявол совсем не выглядит страшным, а на Аркане Страшный Суд вы не найдёте привычных гробов, из которых вылезают воскресшие. Затрудняет это или нет толкование Таро Эры Водолея — решать вам.
Младшие Арканы
Младшие Арканы включают в себя как вариации на тему Уэйта, так и абсолютно иные авторские видения. Посмотрите на Двойку и Пятёрку Посохов, Семёрку и Двойку Кубков, Шестёрку Пентаклей, Двойку Мечей и вы увидите очень знакомые события. По сути рисунки этих и ещё нескольких Арканов очень классичны, хотя и имеют некоторые отличия.
Многие же Младшие Арканы Таро Эпохи Водолея — это авторское видение, в котором хоть и есть отсылки к классике, однако они не являются столь явными.
Посмотрите на Семёрку Посохов. Основное значение карты — необходимость обороняться, быть ловким и бдительным, чтобы оказаться сильнее соперников. На этом Аркане автор изобразила музыканта, который вместо того, чтобы вступать в борьбу, завораживает недоброжелателей чарующей игрой на скрипке. Разве это не ловкость и находчивость? Не совсем классика, но при этом часть значения явно сохранена.
А что можно сказать о Шестёрке Кубков? На карте мы видим старую женщину, сидящую на троне. Она погружена в воспоминания о прошлом. Обратите внимание на кубки: из верхних прорастают цветы и колосья, в средних они еле видны, нижние же вообще кажутся пустыми. Кубки отличаются и по размеру — верхние кажутся больше или же они просто стоят ближе к нам, средние — меньше, нижние — совсем маленькие, они словно вдалеке. Лично я вижу в этом механизм действия воспоминаний — пока они ещё свежи, они кажутся нам яркими, детализированными, но чем дальше они уходят в прошлое, тем больше они тускнеют и отдаляются. По-моему вполне подходящий сюжет для классического значения этого Аркана.
Четвёрка Пентаклей в Таро Эры Водолея очень напоминает толкование этой карты как силы, стабильности. Мы видим счастливую семью, кормильцем которой является мужчина. Ребёнок тянется к пентаклю, находящемуся у руках отца, и даже если мужчина отдаст его девочке, в запасе у него есть ещё три таких же. Традиционное значение карты связано с жадностью, но здесь мы этого проявления не наблюдаем.
И напоследок рассмотрим Девятку Мечей — карту ночных кошмаров, сомнений, навязчивых идей и удручающих мыслей. Герой карты погружён в какие-то мучительные раздумья. Он словно находится в темнице, из которой нет выхода. Но прозрачная дымка вокруг него словно намекает на то, что темница эта иллюзорна. Она не настоящая, а существует лишь внутри его головы. Вполне себе классика, не правда ли?
Придворные карты
Теперь поговорим о придворных картах. Лично мне не хватило в них детализации. Да, они красиво нарисованы, на них присутствуют символы масти, но мне кажется, что не лишним было бы более подробно прорисовать задний план. А так получились просто портреты. Хотя у тех, кто хорошо знает классику, толкование их затруднений не вызовет.
Особенности толкования карт
Толкование этой колоды вполне традиционное. Как видите, значения карт во многом повторяют классику. Также используется перевёрнутое положение — по крайней мере, в прилагаемой к колоде МБК оно тоже описано, хоть и кратко. Тем, кто интересуется, как гадать на картах Таро Эра Водолея, можно ответить следующее: как и на любой классической колоде типа Райдера-Уэйта. Вы можете делать абсолютно любые расклады. Но лучший способ — это не заучивать книжные значения, а подключать собственную интуицию — иллюстрации, созданные Мариной Болгарчук вполне позволяют это делать.
Для рассмотрения каких вопросов подходит колода?
Таро Эры Водолея — универсальная на все сто процентов колода. Область чувств, работа, бизнес, бытовые вопросы — всё это подвластно этим картам. Единственное, о чём не могу сказать точно — удаётся ли делать на данной колоде магическую диагностику. Но, думаю, и это вполне возможно, хотя я лично предпочитаю использовать для этой области отдельные карты, но это уже вопрос исключительно личных предпочтений.
Кому подойдут данные карты?
Новичкам, новичкам и ещё раз новичкам. Профессиональному тарологу, конечно, можно купить Таро Эры Водолея, но я боюсь, что карты покажутся им слишком простыми. Здесь нет сложной символики, открывающей множество дополнительных нюансов, а Арканы, на мой взгляд, не подходят для медитаций и длительной, детальной проработки. Также колоду можно порекомендовать тем, кто ищет для себя самые первые карты, но изображения Райдера-Уэйта их при этом не привлекают. А ещё это Таро стоит посоветовать коллекционерам-ценителям наших российских колод.
Рекомендованная литература для проработки карт
МБК, идущая в комплекте с колодой, никакой критики, честно говоря, не выдерживает. О чём могут рассказать вам две-три строчки, посвящённые каждому Аркану, я ума не приложу, хотя можно использовать их в качестве ключевых слов, на основе которых стоит уже составлять собственные ассоциации. Хорошей литературы по колоде также в продаже не встречается. Хочу предостеречь вас от покупки книги «Таро Эры Водолея. От Ученика к Мастеру» авторства О.Н. Фоминцевой. Во-первых, на обложке изображены карты из колоды Таро Тавальоне, что к творению Марины Болгарчук отношения не имеет, а во-вторых, отзывы на форумах об этой книге также в большинстве своём негативны. Поэтому я советую тем, кто решил купить карты Таро Эра Водолея, прорабатывать Арканы самостоятельно.