Таро Висконти, как и в случае с Марсельским Таро — это собирательное название исторического дизайна карт, которые когда-то рисовались вручную. Их также называют «миланскими». По сути на сегодняшний день сохранились разные образцы этих уникальных карт, и рассказать о всех них просто не представляется возможным. Колода, которую мы будем рассматривать сегодня — это Таро Висконти художника Атанаса Атанассова.
История создания колоды
Несмотря на то, что существует полная версия колоды Таро Висконти, я всё-таки в сегодняшнем обзоре остановлюсь на Старшеарканнике. Дело в том, что далеко не все Младшие Арканы были восстановлены из сохранившихся карт — в 20 веке недостающие дорисовал итальянский художник Луиджи Скапини, и многие просто не представляют особого интереса, поскольку сюжетных изображений на них нет. Наша же цель — показать именно 22 Козыря, имеющие важное историческое значение, поскольку они по сути являются мини-репродукциями тех самых старинных иллюстраций, что ныне можно лицезреть лишь в музеях. Поэтому мой сегодняшний обзор будет иметь несколько другую структуру — без описания Младших Арканов и Придворных карт.
Итак, галерея Таро Висконти — это по сути изображения самых старых карт Таро. Что самое удивительное: до нашего времени сохранилось несколько наборов этих карт, но ни в одном из них, по удивительному совпадению, не было Арканов Дьявол и Башня. Точнее, когда-то давно они действительно присутствовали в колодах, но по какой-то причине были уничтожены. Существует легенда, объясняющая эти «потери» так: аристократы того времени самостоятельно уничтожали эти Арканы, чтобы не привлечь в свою жизнь неприятности. Но удивительно другое: если Дьявол и Башня не сохранились, то почему в целости и сохранности дошёл до нас Козырь Смерть?
В целом, история Таро Висконти довольно запутана и неоднозначна. Кто-то говорит, что в исторических колодах содержалось не 22, а целых 41 козырь, и что эти карты предназначались не для предсказаний, а для игры. Рисовали такие иллюстрации от руки, и колода имела скорее декоративное, нежели предсказательное значение. Как бы там ни было, но талантливый художник Атанас Атанассов воссоздал по историческим иллюстрациям именно те 22 карты, которые мы сейчас называем Старшими Арканами, и именно их мы сейчас и рассмотрим. В основу колоды Атанассова легли репродукции колоды, в народе называемой «Пирпонт Морган-Бергамо» (по наименованию географических мест, где хранятся оригиналы), и именно эта версия на сегодняшний день пользуется самой широкой популярностью среди тарологов, ценящих исторический дизайн карт.
Ключевые особенности колоды
Сама традиция, в которой выполнены эти карты так и называется — Висконти. Это не Уэйт, не Папюс, не Марсель, это самостоятельная структура, где образы Старших Арканов — не чья-то современная идея или вариация на знакомую тему, а именно историческая репродукция. В колоде Атанассова Дурак имеет номер 0, Правосудие — 8, Сила — 11. Поскольку Арканы Дьявол и Башня, как я уже сказала, не сохранились, художник просто воссоздал своё видение этих карт по подобию остальных образов колоды.
Символизм колоды
Значения 22 карт Старших Арканов Таро Висконти, конечно же, отличаются от современного. Образы соответствуют представлениям человека XV века. Об этом говорят соответствующие костюмы персонажей, детали фона, окружающая обстановка. Никаких дополнительных соответствий, вроде астрологии или каббалы, на картах Таро Висконти, конечно же, нет. Чтобы понять, что именно означает тот или иной образ, потребуется глубоко проникать в историю. С одной стороны, карты выглядят довольно простыми, незамысловатыми, но в то же время для полного их понимания нужно посмотреть на них взглядом человека той исторической эпохи.
Старшие Арканы
Конечно же, значение каждой карты Таро Висконти я не смогу включить в данную статью, иначе это получится уже не статья, а целая брошюра, поэтому предлагаю пройтись по ним лишь частично, и остановиться подробнее на пяти Старших Арканах.
Начнём с Дурака. На карте мы видим молодого человека в потрёпанной одежде, едва прикрывающей его тело. На голове его перья, в руках — палка. Палка была фактически неотъемлемым атрибутом уличного бродяги эпохи Средневековья. В принципе, можно сказать, что люди того времени мыслили весьма прямолинейно. Это сегодня мы знаем, что внешний вид бывает обманчивым, тогда же всё было куда проще: если человек внешне неопрятен, значит и душа его столь же бедна.
Обратите внимание на зоб на его шее — это тоже важная деталь. Дело в том, что в Средние века к образованию зоба вёл недостаток йода в организме, а уличный дурак, само собой, не мог питаться хорошим продуктами, поэтому зоб — это показатель физической болезни, которыми часто страдали в то время нищие. Глаза Дурака слегка косят, а косоглазие — ещё один характерный признак недалёкого ума, согласно верованиям той эпохи. В этом образе нет ничего общего с придворным шутом, как представляли нулевой Аркан многие другие, более поздние исторические колоды. Здесь это просто нищий, больной, порочный, сумасшедший человек и ничего более.
Следующая карта Таро Висконти, которую мы рассмотрим — это Влюблённые. На ней мы видим держащихся за руки мужчину и женщину, на них надеты средневековые костюмы. Позади пары стоит на постаменте Купидон с завязанными глазами и готовится пустить свою стрелу. Как видите, значения «выбор» эта карта не имеет. А завязанные глаза Купидона, судя по всему, символизируют убеждение, которое на современный манер может звучать как «любовь зла, полюбишь и …» сами знаете кого.
Интересен образ Отшельника. Это старый седой дедушка в роскошной шляпе, украшенной золотым мехом (мне она, правда, напомнила шляпку гриба-мухомора) и синем кафтане. Наряд его выглядит богато: на руках — перчатки, на ногах — белые чулки. В левой руке Отшельника зажата палка, а в правой — песочные часы, символ времени. Как видите, в Таро Висконти значение и этого Аркана всё-таки отличается от классического.
А вот Повешенный очень напоминает образы из современных колод, правда, в несколько упрощённом виде, но суть остаётся той же: это молодой человек, которой висит вниз головой на деревянной виселице. На ногах его зелёные колготки, на теле — белая рубаха с рукавами-фонариками. Карта, как и в нынешних трактовках, означает подвешенное состояние, иной взгляд на что-то, отсрочку, жертву, раскаяние.
Значение Луны Таро Висконти довольно трудно вывести из старинной иллюстрации. Здесь мы видим молодую женщину (согласно источникам — это, скорее всего, богиня Диана). В одной руке женщины сломанный лук, в другой — полумесяц. Яркий костюм девушки напоминает древнегреческий. В МБК к колоде даются следующие трактовки: обман, надувательство, нечестность, разочарование, осторожность, ошибка, плохое влияние, скрытые мотивы, неискренность, лицемерие, хитрость, позор, клевета, поверхностность, скрытые враги, противоречивые влияния, попасть в ловушку. Как видите, с миром подсознательного в те времена карту не связывали, она скорее символизировала «обратную сторону Луны» в более буквальном смысле этого слова.
Конечно же, по каждому Аркану можно написать гораздо больше, но для этого требуются исторические справки. При желании обладатели колоды могут найти их самостоятельно.
Особенности толкования карт
Расклады для 22 Старших Арканов Таро Висконти можно выбирать любые, подходящие для колоды исключительно из Козырей. Единственное — что разобраться с трактовками будет несколько сложнее, особенно, если вы не интересуетесь историей. Поскольку эти карты предназначались не столько для гадания, сколько для игры, мантические значения нужно будет выводить самостоятельно, основываясь на исторических образах. Конечно же, о переворачивании карт речи не идёт.
Для рассмотрения каких вопросов подходит колода?
Честно говоря, я не знаю, какие можно использовать тематические расклады на Таро Висконти, но подозреваю, что колода всё-таки универсальная. Другой вопрос в том, насколько полно можно рассмотреть вопрос исключительно на Козырях. Всё-таки Младшие Арканы, как вы знаете, дают порой очень важные подробности. По сути если глубоко проникнуться историческими образами, то можно вывести для себя список значений карт по разным категориям: любовь, деньги, бытовые ситуации. Впрочем, как я уже сказала, существует и полная колода из 78 карт: тем, кто не может обходиться исключительно Козырями, стоит приобрести её.
Кому подойдут данные карты?
Лично я рекомендую купить Таро Висконти всем интересующимся историческим дизайном карт и заядлым коллекционерам. Но ежедневной колодой для постоянных предсказаний она, как мне кажется, вряд ли станет. Хотя многое зависит от вашего личного мастерства и восприятия. Несколько похожая история сложилась у меня с Тароччи Мантеньи: я купила эту колоду чисто из интереса, для коллекции, однако, как оказалось, на ней прекрасно можно просматривать таланты, способности, профориентацию человека.
Рекомендованная литература для знакомства с колодой
Гадание на картах Таро Висконти из 22 Старших Арканов, расклады и толкование образов можно найти в книге Л. Е. Кузнецовой-Фетисовой под названием «Таро Висконти». Эта книга, кстати, подойдёт и тем, у кого есть полная версия колоды из 78 карт, поскольку Младшие и Придворные Арканы там тоже описаны. Довольно много интересной информации по теме также можно разыскать на интернет-форумах, где владельцы этого Таро обсуждают колоду.