Золотое Флорентийское Таро, о котором мы поговорим сегодня в рамках подробного обзора, имеет очень интересную историю. Говорят, что несколько Арканов этой колоды — это те самые таинственные карты, которые хранились в Национальной библиотеке Парижа на протяжении пяти веков. Их существование не предавалось огласке. Давайте посмотрим, что же представляет собой эта необычная колода и кому она может быть интересна.
История создания колоды
Создателями Золотого Флорентийского Таро, которое впервые увидело свет в 2004 году, был Джордано Берти в соавторстве с художником Джо Дворкиным. Второе название данной колоды — Золотое Таро Эпохи Ренессанса. Говорят, что ещё в XV веке существовала колода карт, условно называемая историками «Таро Карла VI» или «Таро Грингонье», из которой сохранилось до наших времён лишь 17 Арканов. Эти удивительные старинные карты были изготовлены в Италии, в городе Феррара, который в те времена был центром культурной жизни — там творили лучшие скульпторы, рисовали свои шедевры художники, читали стихи поэты. Сохранилась даже платёжная ведомость, датированная той эпохой, которая гласила, что знаменитый городской правитель Лионелло д’Эсте заказывал ремесленникам изготовление гадальных карт.
Исследователь Таро Джордано Берти задался целью восстановить ту самую, утраченную колоду по сохранившимся образцам и старинным итальянским фрескам, датированным XV веком. К созданию этой удивительной колоды он привлёк художника Джо Дворкина, который тщательно изучал те самые фрески и получал инструктаж от Берти по созданию образов каждого Аркана. Так и родилась эта прекрасная историческая колода. Сегодня многие новички, услышав отголоски этой истории о хранящихся в Париже образцах, задаются вопросом, сколько карт в колоде Золотое Флорентийское Таро. На самом деле их ровно 78, но лишь 17 из них в точности повторяют те исторические карты. Издавалась колода дважды: в 2004 году в Lo Scarabeo (Италия), и в 2007 — в Llewellyn Publications (США). Официальный дистрибьютор Lo Scarabeo Аввалон выпустил русскоязычную версию под названием, которое и обрело популярность у нас в России — Золотое Флорентийское Таро.
Ключевые особенности колоды
Колода получилась, не побоюсь этого слова, действительно роскошная. Удивительные карты, полностью передающие дух эпохи Ренессанса, выполнены на искусно оформленном фоне с золотым тиснением. У каждой масти свой узор канта. Колода явно принадлежит к итальянской школе Таро и сюжеты с Уэйтом совсем не перекликаются. Правосудие идёт восьмым номером, Сила — одиннадцатым. Многим изображениям явно присущ юмор той эпохи, который не всем современным тарологам может быть понятен. Но в целом это действительно шикарная историческая репродукция, которая обязательно должна быть на полке коллекционеров гадальных карт.
Символизм колоды
Каббалистической, астрологической и какой-либо иной символики на картах Золотого Флорентийского Таро не присутствует, но каждый Аркан при этом отражает традиции, культуру и быт Италии эпохи Ренессанса. Это читается в костюмах персонажей, сюжетах, деталях изображений. Колода однозначно будет интересна историкам, а также тем, кому нравится изучать старинные карты и соотносить их с более современными.
Старшие Арканы
На Старших Арканах хочется остановиться подробнее, поскольку из тех семнадцати сохранившихся карт шестнадцать — это именно Козыри. На эти Арканы хочется любоваться, рассматривать мельчайшие детали, с головой окунаясь в те далёкие времена. Анализировать эти карты — всё равно что отправиться в путешествие по прошлому. Давайте рассмотрим несколько примеров.
Начнём, конечно же, с Шута. Посмотрите, насколько далёк этот образ от привычного нам Уэйтовского. Слева представлена оригинальная карта, справа — Аркан из восстановленной колоды Золотого Флорентийского Таро.
Здесь мы явно видим лёгкость, беззаботность, некую экстравагантность. Любопытно, что Шут при этом изображён великаном — мне кажется, что это может говорить о том, что он одновременно находится и в этом мире и вне его, он словно теряет связь с реальностью. Сверху пояса он одет, но на нём нет штанов: что это — глупость, экстравагантность или же простая забывчивость? По-моему, очень глубокая и информативная карта.
Посмотрите на карту Сила! Здесь нет царя зверей, к которому мы привыкли, зато есть барышня, с лёгкостью переламывающая пополам средневековую колонну! Она с удивлением смотрит на дело своих рук, будто бы спрашивая себя «Неужели это натворила я?». Мне кажется, что в этом Аркане кроется указание на необходимость владеть собой, своими эмоциями, поскольку самый опасный наш внутренний враг — это безрассудство.
А взгляните на Повешенного! Если в большинстве колод руки его скрещены за спиной, а в некоторых образцах карт из карманов у него высыпаются монетки, то в Золотом Флорентийском Таро он крепко зажал мешочки с деньгами в руках, а значит — не теряет контроля над собой, не хочет распрощаться с тем, что имеет, даже находясь в таком вот подвешенном состоянии.
Башня в этой колоде тоже весьма необычна. Да, она горит, но спасающихся бегством или выпадающих из окон людей мы не наблюдаем. Мне кажется, что главная суть этого Аркана — крушение чего-либо, например, идеалов, но крушение такое, которого человек в принципе ожидал — именно поэтому он либо уже далеко, потому что сбежал заранее, либо смирился со своей участью и покорно ждёт неминуемой гибели внутри здания.
Говорить об изумительных Старших Арканах этой колоды можно очень долго, но боюсь, что для этого не хватит одного обзора. Поэтому предлагаю рассмотреть ещё один Козырь и перейти к Младшим картам. Пусть это будет Луна.
Лично мне кажется, что это звездочёты или же оккультисты, собравшиеся глубокой ночью, чтобы обсудить друг с другом какие-то тайные знания. Аркан очень говорящий и сочетающий в себе и привычный нам символизм тёмной стороны ночного светила, и в то же время раскрывающий новые грани, такие как тяга к неизвестному, странные встречи, лунатизм.
Младшие Арканы
Несмотря на то, что числовые карты уже не повторяют сюжеты старинных Арканов, поскольку их оригинальных изображений не сохранилось, автору и иллюстратору удалось выдержать их в том же духе, ничуть не нарушая общую целостность восприятия колоды. Давайте рассмотрим несколько из них.
Туз Жезлов демонстрирует нам мужскую силу, начало какого-то смелого предприятия, ведь не каждый решится влезть на такую высоту. Также Аркан может говорить о том, что новая идея открывает перед человеком совершенно другой мир, позволяет взглянуть на ситуацию под иным углом (в данном случае с высоты), расширяет восприятие.
На Восьмёрке Жезлов Золотого Флорентийского Таро мы снова видим дерево, но обратите внимание — молодой человек не сам вскарабкался на его вершину, как персонаж Туза той же масти, а взял лестницу. О чём это говорит? О находчивости, скорости (с лестницей будет быстрее), а также о первых результатах — ветви дерева не пусты, на них находятся какие-то сундучки.
Интересно, что некоторые сюжеты дают нам отсылки к классике, но при этом не соответствуют традиционной нумерации. Взгляните, к примеру, на Семёрку Денариев. Если не знать, что это именно Семёрка, можно смело принять её за Шестёрку.
Очень интересны и эксклюзивные сюжеты. Например, Десятка Мечей изображает женщину, которая стремительно перепрыгивает через сидящего льва и разбросанные мечи. С одной стороны — она может не допрыгнуть и рухнуть прямо на хищника или одновременно с этим напороться на мечи, а может всё-таки успешно приземлиться вдали от него. Обратит ли лев в таком случае на неё внимание? Одним словом, сюжеты действительно подстёгивают фантазию и позволяют воображению работать на полную катушку.
Придворные карты
Итак, мы рассмотрели некоторые значения карт Золотого Флорентийского Таро из группы Числовых Арканов, теперь же стоит сказать пару слов о фигурных персонажах. Они действительно самобытны и прекрасны! У ног Королевы Жезлов играют дети, а Король той же масти, оказывается, очень творческим человеком — в одной его руке находится музыкальный инструмент. Паж Кубков изображён на карте не один — он тянется в любовном порыве к симпатичной молодой особе. А у Королевы Чаш есть преданный поклонник, который, тем не менее, прикован к её трону массивной цепью. Кто это сделал — он сам или Королева? Одним словом, королевский Двор получился очень интересным.
Особенности толкования карт
Толкование Золотого Флорентийского Таро, конечно же, требует небольшой смекалки, однако Арканы нельзя назвать слишком сложными для понимания . Многие сюжеты вполне нормально читаются интуитивно. Конечно, значения Райдера-Уэйта для этой колоды далеко не всегда применимы, но, хорошо зная классику, разобраться в толковании карт всё-таки будет немного легче.
Для рассмотрения каких вопросов подходит колода?
Карты универсальные, поэтому способны показать абсолютно любые жизненные реалии. И пусть вас не пугает, что они повторяют сюжеты старинных фресок, ведь идеи гуманизма, свойственного эпохе Возрождения, присутствуют в нашей жизни до сих пор, и даже, можно сказать, актуальны сегодня как никогда.
Кому подойдут данные карты?
- Ценителям исторического дизайна карт и колод высокого качества
- Тем, кто желает освоить итальянскую школу Таро
- Тарологам, которые любят прорабатывать нестандартные сюжеты Арканов
Рекомендованная литература для знакомства с колодой
Толковой литературы на русском языке по этой колоде я не нашла. МБК, идущая в комплекте с картами, как обычно, содержит лишь пару строчек к каждому Аркану. Поэтому я лично советую вам изучать Золотое Флорентийское Таро самостоятельно, по возможности подключив учебники по истории и культуре Италии того времени.