Вопрос «Посоветуйте, какую колоду купить?» звучит также часто, как и просьба посоветовать, что почитать. О том, что почитать, мы поговорим в следующий раз. А сегодня обсудим, какие колоды Таро могут и должны быть у таролога.
Принципы деления колод весьма разнообразны. Колоды можно рассматривать как рабочие, коллекционные, тематические и так далее до бесконечности. Попытки хоть как-то классифицировать колоды предпринимались неоднократно, но успехом ни одна из них не увенчалась.
Тем более, что чуть ли не каждый месяц мир становится богаче на несколько новых колод. Поэтому предложенная мной классификация изначально будет рассматриваться как классификация с нечеткими признаками.
Сколько рабочих колод нужно для гадания
У каждого таролога, имеющего опыт работы, со временем складывается свое представление о том, какие колоды Таро у него должны быть и какие ему хотелось бы иметь.
Я буду говорить о своих и только своих представлениях.
Начнем с того, что я хотел бы иметь все мыслимые и немыслимые колоды. Несложно подсчитать. Средняя цена колоды — тридцать долларов. Существует порядка двух тысяч доступных колод. Шестьдесят тысяч долларов — и у тебя прекрасная коллекция колод.
Если говорить о рабочих колодах, то есть о необходимом минимуме колод для постоянной ежедневной практики, то мне вполне хватает 1 (одной) колоды Таро. Это Магическое Таро Фредерика Лионелла. Прекрасная, замечательная, самая любимая мною колода.
На всякий случай в моей сумочке для колод всегда лежит и вторая колода — классический РУ. Самый простой, самый скучный, самый стандартный Уэйт.
Кто гадает: таролог или колода?
Я знаю, что у тарологов очень популярна идея, что какая-то колода лучше показывает одну сферу жизни, а другая колода — другую. Было время, когда я сам думал также. Я таскал с собой семь колод. Сегодня я не вижу в этом никакой необходимости.
На самом деле это очень интересная проблема. Кто гадает — таролог или колода? В “Метафорических картах”, а также в том, что мы можем назвать американской школой гадания, интерпретация рисунков во многом зависит от кверента.
При таком подходе рисунки, выполненные в разных стилях и имеющие различный сюжет, действительно имеют значение. В той технике гадания, которую использую я, кверент не принимает участия в толковании карт и их расшифровке. А я работаю не столько с визуальным образом карты, сколько с ее семантическим полем. Поэтому разные рисунки в разных колодах теряют для меня свою значимость.
Два способа миниатюризации колод
В качестве рабочей колоды Таро я бы также добавил какую-нибудь колоду-мини. Есть два способа миниатюризации колод. Во-первых, уменьшение размера. И в этом плане мне представляется близким к идеальному размер 75*45 мм.
Я видел колоды меньшего и большего размера в категории мини. И мне они показались неудобными в работе. Я жалею, что в этом масштабе не издана колода Кроули. И даже подумываю о том, чтобы заказать в типографии такую колоду самому. Будет отличным дополнением к Уэйту и Марсельскому Таро.
Кроме уменьшения размера мы можем уменьшить количество карт в колоде, ограничившись только Старшими Арканами. Как раз Таро Фредерика Лионелла — старшеарканник.
Можно ли гадать на бытовые вопросы на Старших Арканах
Я встречал много высказываний по поводу того, что на Старших арканах нельзя гадать на бытовые вопросы, что выпадения Старшего Аркана в раскладе — это знак особой важности, на который следует обратить самое пристальное внимание. У меня нет такого ощущения.
Более того, со своими учениками я провел серию экспериментов, подтвердивших, что у Старших Арканов намного больше точек входа, и они легче, чем Младшие Арканы коннектятся между собой. Проще говоря, можно вынуть три Старших Аркана и получить полное описание ситуации, увидеть картину в целом. А можно вынуть десять Младших и утонуть в ненужных деталях, не сумев создать целостный образ события.
Обязательный набор колод
Классика всегда в моде. Я не могу сказать, что это должно быть правилом для всех тарологов. Но для себя я считаю обязательным иметь набор колод, которые я отношу к классическим. С удовольствием их перечислю.
Начнем с Таро Гранд Эттейла. Существует несколько версий этой колоды. Из эстетических соображений я выбрал именно такую.
Марсельское Таро. Из огромного множества вариантов Марсельского Таро я выбрал вариант, предложенный Полем Марто. Хотя сегодня я испытываю потребность иметь еще несколько колод, но не для гадания, а в учебно-методических целях. Например, Таро “1 JJ Swiss Tarot”, где Папа и Жрица заменены на Юпитера и Юнону.
Египетское Таро, которое правильней было бы назвать “Псевдоегипетское Таро”. Египетская ветвь Таро для меня исключительно факультативное явление. Но, как говорится, пусть будет.
Колоды, так или иначе, связанные с Золотой Зарей. Бесспорно, это Уэйт и Кроули. И колоды, претендующие на то, чтобы быть официальной колодой Золотой Зари. Не буду называть все, упомяну лишь две из них: Таро Золотой Зари Роберта Ванга и Герметическое Таро Годфри Доусона. Я должен заметить, что колода Доусона намного симпатичней и информативней, чем колода Ванга.
Теоретически, к классическим колодам следовало отнести еще две колоды: Таро Папюса и Таро ГОМа. Но дизайны этих колод показались мне недостаточно привлекательными, чтобы я захотел иметь кроме собственно текста еще и карты.
Я не буду рассматривать коллекционные колоды. К коллекционным колодам я отношу и коллекционные буквально, например, Таро Дали, покрытое золотом. И разного рода колоды, купленные по случаю, подаренные и попавшие на полки иным образом.
Тематические колоды Таро
Скажем несколько слов о тематических колодах. Я рассматриваю создание тематических колод, как очень хорошее упражнение для развития тарологического мышления или для создания учебно-методических материалов по определенной теме.
Например, для меня хорошим подспорьем в изучении темы “Таро и Каббала” оказалась испанская колода Каббалистическое Таро, купленная мною много лет назад буквально по случаю. С удивлением узнал, что сегодня эта колода продается за двести — двести пятьдесят долларов, и ее просто нельзя найти.
Можно придумать бесконечное количество тем для создания подобных колод. Это и эксперименты в форме колоды Таро. Например, круглое Таро. И Прозрачное Таро Эмили Кардинг. И очень интересная колода теневых сторон личности “Девиант Мун”. И еще более темная колода Гигера и Акрона “Бафомет Таро”. И многочисленные попытки создать эротическую колоду Таро. И это не только Манара.
Мне хотелось бы создать несколько своих тематических колод. Не как колоду для гадания, но как иллюстрации к своим курсам. И это может быть сделано на очень хорошем профессиональном качественном уровне. Например, так проявилась синхрония между мной и Евгением Виницким.
В момент, когда я работал над курсом “Таро и бизнес”, он делал прекрасную, замечательную колоду “Таро денег”. И они отлично дополняют друг друга. Я хотел бы сделать нечто подобное еще для трех курсов: для здоровья, отношений и времени.
Кроме этого, мне очень нравится давать своим ученикам следующее упражнение: как могла бы выглядеть эта карта в колоде стихии огня? А воды? А в колоде ветра? Подобные упражнения здорово расширяют сознание и представление о картах.
Что связывает кухню с колодами Таро?
Свою беседу о колодах закончу несколько неожиданным примером. Я люблю готовить. 90% того, что я делаю на кухне, я делаю при помощи одного и того же ножа. Применительно к Таро — это аналог колоды Райдера-Уэйта.
Есть два узкоспециализированных ножа, которые я использую только в определенных ситуациях: нож для нарезки сыра и нож для чистки овощей. У меня им соответствует колода “Таро северных теней”, на которой я делаю годовые расклады. Причем для этого нет особых причин. Просто так сложилось исторически.
Мой товарищ, зная мою любовь к кухонным штучкам, подарил мне тескомовский нож для нарезания арбуза. Мне было очень приятно. Но я не понимаю, как им пользоваться. А самое главное — зачем, если у меня есть отличный универсальный нож. И это относится к доброй половине колод, которые стоят у меня на полках.