Старые, новые и новейшие колоды Таро

Колоды Таро

Фиксированная история Таро начинается с колоды Висконти-Сфорца, созданной в 15 веке и нарисованной, скорее всего, художником Бонифацио Бембо. Это не первая колода Таро, но это первая колода, которая дошла до нас. Восстановить значения этой колоды почти что невозможно. Вызывает большие сомнения, были ли они на самом деле у этой колоды или она использовалась исключительно для игры.

Первая колода Таро практически идентичная тем, которые у нас есть сегодня — это колода Сола Буско. Есть серьезное и любопытное исследование иконографии ранних колод. Не удивительно, что исследователи приходят к выводу о гигантском воздействии на визуальные образы карт библейских сюжетов. Было бы странно, если бы в средневековье создатели Таро не ориентировались бы так или иначе на Библию.

Однако долгое время Таро оставалось частью жизни аристократов. Колоды Таро заказывались известным художникам, рисовались вручную. Ими, кроме игры, любовались просто как произведениями искусства.

Восхождение Таро

Но почти одновременно с созданием Таро Иоганн Гуттенберг сделал свое величайшее изобретение — печатный станок. И уже через сто лет карты становятся массовым и распространенным явлением.

О, это была славная эпоха! Эпоха бурных социальных потрясений. Эпоха рыцарей клонилась к своему закату. Был создан максимилиановский доспех, лучший из возможных доспехов. Но на полях сражений уже властвовали ландскнехты. Азартная игра в карты пришлась ландскнехтам по вкусу. Собственно, Марсельское Таро в том виде, в котором мы его знаем, можно было бы называть Таро ландскнехтов.

Проникая во все более широкие социальные слои, любая вещь, идея проходит закономерный этап своего развития — десакрализацию. Таро не было исключением. Долгое время его оккультная составляющая не замечалась и не развивалась тогдашними эзотериками. Таро было очень популярным в 16-17 веке. Появляются все новые интереснейшие дизайны колод. Складывается все то, что сегодня мы знаем как марсельский дизайн. И кроме этого был также северо-итальянский, швейцарский, немецкий дизайны. Но уже в 18 веке Таро теряет былую популярность.

Влияние Эттейла на Таро

Новое время, новые идеи и новые игры. До тех пор, пока Эттейла с одной стороны и Кур де Жеблен с другой не дают новый толчок в развитии, Таро находится в забвении.

Чем больше я изучаю деятельность и творчество Эттейла, тем больше я вижу, насколько этот человек опередил свое время. Фактически, он заложил основы современного Таро. Он заложил принципы, по которым сегодня работают многие и многие тарологи, как практики, так и теоретики. Он создает свою колоду. Он разрабатывает собственную систему значений и пишет книгу. Он проверяет эти значения на практике. Он обучает учеников.

Около 50% значений современных карт Таро восходят к значениям, предложенным Эттейла. А что делает знаменитый Элифас Леви? Рассуждает о странном и мечтает создать свою колоду. Если я не ошибаюсь, им или по его эскизам была нарисована одна-единственная карта. Колесница. Не самое выдающееся достижение.

Зарождение традиций Таро

Весь 19 век проходит под знаком поиска ключа к пониманию Таро. Сегодня известно, что в Италии разрабатывались новые дизайны колод , во Франции появлялись новые колоды Таро. Например, можно вспомнить колоду Освальда Вирта. Пишутся множество книг, так или иначе описывающих Таро и предпринимающих попытку расшифровать или же наоборот, приписать идей, которых там никогда не было. Например, получают развитие идеи Египетского Таро Поля Кристиана и множества его последователей.

Но в конечном счете, следующий шаг был сделан в Англии. Самюэль Лидделл Мазерс с группой товарищей создает знаменитейшее оккультное общество “Golden Dawn” — “Золотая Заря”. В недрах этого общества рождаются несколько традиций Таро, которые и определили его сегодняшний облик.

3 пути развития Таро

Во-первых, это собственно Таро Золотой Зари. Существует несколько колод с подобным названием. И фактически каждая из них претендует на то, что именно она — самая настоящая, самая золотозарёвская колода.

Вторая линия — это линия Кроули. Кроули ищет и находит свой путь в понимании Таро. Не вдаваясь в подробности, можно сказать очень грубо и очень упрощенно, что Таро Кроули — это Таро энергий, Таро энергетических потоков, энергетических состояний, с которыми человек взаимодействует, переживает, которые существуют извне и изнутри его. Таро Кроули — это, как будто, живопись абстракциониста. Не строгое копирование повседневной физической реальности, но эмоциональное, энергетическое восприятие. Безусловно, это прекрасный, замечательный инструмент познания энергий. Но имеющий свою специфику.

И наконец, это Таро Уэйта. Таро, которое максимально унаследовало традиции Эттейлы. Простое, понятное, надежное. С понятной книгой-компаньоном. Особенно, если учитывать то, как писались книги сходного содержания в 19 веке. Одним словом, это было настоящее революционное Таро.

Превращение Таро в продукт массовой культуры

Колода Уэйта почти сразу делается принадлежностью, важным атрибутом артистической богемы. Я помню кадры из фильма про писательницу Анаис Нин. Сразу после первой мировой войны она бродит на артистических тусовках и держит в руке колоду Уэйта. Кадры настолько поразили меня, что я перечитал несколько ее произведений.

Но потребовалось еще почти полвека, чтобы Таро начало превращаться в продукт массовой культуры. Хиппи, нью-эйдж, знаменитая книга Иды Грей. Все сошлось, все сложилось. И колоды начали появляться с завидной регулярностью.

Я пришел в Таро в девяностых, но фактически я учился работать на колодах, созданных в 70-80-х годах. Я не чувствовал в них товар. Люди делали колоды для себя, и только потом они попадали в издательства, становились товаром, становились доступны многим. Даже если человек делал стилизацию колоды, например, по мотивам северо-американского фольклора, это не воспринималось как фаст-фуд, насквозь слепленный пирожок.

«Таро Русский Лубок»

Однако процесс десакрализации никто не отменял. Сегодняшние колоды лично у меня вызывают уныние. Я не могу серьезно относиться к колодам Ангелов-хранителей, языческих кошек или белых кошек. Я не вижу никакой целесообразности в появлении таких колод. Не могу сказать, что у меня никогда не было желания создать свою колоду. Но видя огромное количество бессмысленных, глупых, бесполезных колод, я продолжал работать с классикой, с Уэйтом и великолепной редкой колодой Фредерика Лионелла. Мне вполне хватало.

Пока наконец звезды сошлись так, что я встретился с великолепным художником Евгением Виницким. И мы смогли реализовать проект, который получил название “Таро “Русский Лубок”. Она, конечно, еще не прошла испытание временем, но уже сейчас мы получаем множество восторженных отзывов, от людей, которые начали с ней работать. Это отнюдь не революция в Таро.

Не стоит задача переписать классику просто потому, что нужно переписать классику. Как например, это сделал Роберт Анджелис. Но его Универсальное Таро оказалось намного проще, примитивней, более плоским по сравнению с прототипом, колодой Уэйта. Мир меняется. Идеи умирают, перерождаются, возвращаются заново. Мне кажется, что Таро Русский лубок смогло выразить идеи в соответствии с цайтгестом, с духом времени. Не потеряв при этом связь с классикой, с тем же Уэйтом. [powerpress]

Exit mobile version