Для начала совершенно неясно, что вообще считать «Марсельским Таро». Википедия предлагает взять в качестве образца карты, изданные в 1930 году Полем Марто и впоследствии переизданные фирмой Гримо.
Tarot of Marseilles by Nicolas Convert 1963
Ancien Tarot de Marseille (Grimaud, 1980, 1981)
Колода Поля Марто является, по сути, ремейком колоды Николя Конвера (первое издание ориентировочно 1760).
Ancient Tarot of Marseilles – Nicholas Conver 1761, LS
Вот так выглядит колода Николя Конвера по версии Ло Скарабео. Следует учесть, что колода печаталась на протяжении 120 лет, с 1760 по 1880 год. Естественно, и штампы, и состав красок, и бумага неоднократно обновлялись. Плюс к тому ещё неумолимый бег времени влияет на изменение цвета карт – так, все светло-зелёные элементы сегодня превратились в темно-зелёные.
Колода Николя Конвера, известная как Марсель тип II, послужила фундаментом для множества современных «восстановленных подлинных марсельских таро», например, для колоды Камоэна-Ходоровски.
Лично мне красно-синие карты Марто нравятся больше, чем кислотные Ходоровски.
Tarot de Marseille (Camoin-Jodorowsky)
Марсельское Таро возникает не на пустом месте. Ему предшествует Таро Висконти-Сфорца.
Visconti Sforza Tarot
Visconti Cary Yale Tarot
Не стопроцентное совпадение, но корни, несомненно, прослеживаются.
Раз мы упомянули Марсель тип II, то очевидно, что должны быть и Таро Марсель тип I.
Таковыми считаются колоды Жана Додаля и Жана Нобле, созданные между 1650 и 1701 годами.
Tarot de Marseille (Jean Noblet, 1650) reprint 2007
Tarot de Marseille Jean Dodal c.1701, современная реконструкция
Безусловно, нельзя обойти вниманием удивительную колоду Жака Вьевиля с парадоксальными рисунками старших арканов.
Tarot Jacques Vieville
Существует также очень любопытная колода Tarot de Paris, по моему мнению заслуживающая внимания.
Tarot de Paris
Кроме уже упомянутых колод, существует множество удачных и не очень репринтов.
Tarot of Marseille (C. Burdel, 1751, Lo Scarabeo)
Tarot de Marseille (Piatnik)
Epinal Tarot – Tarot d’Epinal 1830
Tarot Classic
Возникает вопрос: зачем нам столько практически одинаковых колод? В чём смысл?
В том, что они не одинаковы.
В Марсельском Таро нет значений как таковых. Каждая карта не более чем арабеска, узорная вязь, смысл которой предстоит разгадать. Марсельское Таро с полным правом может претендовать на звание алфавита «языка птиц». И здесь каждая деталь, каждый завиток может иметь значение, подсказывая или утаивая некие смыслы, нюансы, тонкости.
Пентакли в разных колодах Марсельского Таро
Наличие или отсутствие цветка между монетками, форма и цвет листьев – всё это говорящие знаки. Поэтому вопрос о «тру-марселе» представляется очень важным для авторов, они, бывает, по полкниги доказывают, почему именно та или иная колода имеет право претендовать на звание «истинного и подлинного» (и подразумевается – единственно истинного и подлинного) Марсельского Таро.
Марсельский дизайн был популярен не только во Франции.
Ancient Italian Tarot 1880
Antiche Minchiate Etruria
Удивительно, но в Италии были созданы – и исключительно похабная версия Таро, и прекрасное Таро Джованни Ваччетта, цветная версия которого была переиздана как Таро Мастера.
I Tarocchi 1910-1912 Guglielmo Murari
Tarot of the Master
Вариации на тему Марсельского Таро можно встретить и у швейцарцев 1JJ Swiss Tarot, и у фламандцев Tarot Flamand.
Современные авторы предлагают свои решения марсельской колоды. Иногда они очевидны.
Grand Tarot Universel – Bruno de Nys
Иногда нет.
Rolla Nordic Tarot
Некоторый не-канон в изображении младших арканов нисколько не помешал Нордик утверждать, что у неё как раз самое настоящее Марсельское Таро, только немного обновлённое.
И это приводит нас к вопросу – что делает Таро Марсельским? Листочки или отсутствие сюжетного рисунка? Или отсутствие значений?
Начиная с конца XVIII века, у колод появляются авторы не только рисунков, но и текста. И первый из них – Эттейла.
Известно несколько вариантов колод Эттейлы.
Etteilla Tarots – Grand Etteilla (Grimaud, 1910, type I)
The Book Of Thoth (Etteilla Tarot)
Etteilla Tarots – Jeu de la Princesse – и эту же колоду мы встречаем под именем Cartomanzia Italiana. Con Tarocchi del 19° Sec TAROT
Сам термин «Марсельское Таро» впервые употребил Папюс, но его колода – клон колоды Эттейлы.
Tarot of Papus
Papus Tarot (Tarot of the Gypsies)
А современное Таро Папюса по своей стилистике весьма напоминает Таро Братства Света, которое, в свою очередь, генетически восходит к Египетскому Таро Сен-Жермена.
Таро 12 лучей – Tarot of Twelve Rays
Brotherhood of Light Egyptian Tarot
Egyptian Tarot (Comte C. de Saint-Germain)
Какое отношение ко всему этому имеет Эттейла? Папюс в младших арканах опирается на его значения. Собственно, он не приводит своих, полностью заимствуя значения Эттейлы.
И так поступает не он один.
Вот интересная колода автора Magus Edmond Grand Tarot Belline.
Grand Tarot Belline
Так сразу и не поймешь, марсельский ли Эттейла, или эттейловый Марсель. Дизайн – с миру по нитке. Текст на карте – Эттейла в младших, Эттейла + Кристиан в старших.
А Вирт? Формально – полностью соответствует всем признакам Марсельского Таро.
Oswald Wirth Tarot
Любопытно, что при переиздании колоды Вирта издательству Ло Скарабео оригинальные младшие арканы показались слишком скучными, и они были перерисованы по мотивам Юде Пикара. Я сталкивался с таким решением младших арканов в колоде El Gran Tarot Esoterico.
Universal Wirth Tarot
El Gran Tarot Esoterico
И, как ни странно, Ло Скарабео на этом не останавливаются.
Мистическое Таро Успенского