«Ах! Боже мой! Что станет говорить княгиня Марья Алексевна!»
Грибоедов А.С. «Горе от ума».
Взаимодействие таролога с картами – это работа с абстрактными и относительными понятиями, которые оперируют не самоценными, конечными явлениями, а их признаками и отношениями одних к другим.
Доставая карту, будь это Старший или Младший Аркан, таролог может очень многое предположить, исходя из общей семантики, но не может произвольно сделать поле смысла достаточно узким, чтобы высветить понятие конкретное, абсолютное.
Чтобы сузить смысловое поле, он должен задать Аркану контекст. Аркан, по крайней мере, в практической работе таролога, не существует как вопрос, как причина, первичность, но является отзывом, откликом, отражением, ответом на вопрос к Таро.
То, что вы видите в отражении, зависит от угла, под которым вы смотрите, и размера зеркала
Мы знаем, что отражение не может появиться само по себе, для этого нужна определённая поверхность, отражающая свет. Это справедливо и по отношению к гаданию на Таро. Мы вводим Аркан в выбранную нами систему координат. Задаём тему расклада, определяем позиции расклада, ставим нечто перед картами, чтобы увидеть Аркан, как символическое отражение вопроса к Таро.
Сложности в чтении карт Таро на конкретный вопрос
Однако это отражение зачастую озадачивает толкователя. Он ожидает выпадения карт с чётко читаемым в данном контексте полем семантики. Другими словами, карта должна ответить на сформулированный перед гаданием на Таро вопрос.
Например, задав систему координат дороги, движения, переезда, путешествия, таролог ждёт, что ему выпадет Шут, Колесница, Колесо Фортуны, 6 Мечей, 3 Посохов, Рыцарь Кубков, 2 Мечей или, скажем, Мир. Но выпавшая карта Таро может не попадать напрямую в семантическое поле.
Что скажет о поездке 4 Посохов? Поездка будет приятной и необременительной? Человек едет в загородный дом? Человек едет с семьей? Или даже ― человек предпочтёт остаться дома? А может быть, Таро в этом случае просто врут или толкователь думал в этот момент не о поездке кверента, а об ужине, который уже давно ждёт его на плите?
Ещё больше возникает недоумения, когда вопрос к Таро оперирует понятиями собирательными, обобщенными: Где работает человек? Какой род занятий у группы людей? Предположений на основе выпавших карт всегда может быть несколько.
Почему отражение не различимо, не чёткое, искаженно ― проблема в картах или гадателе?
Один из возможных ответов на этот вопрос мы можем найти в теории символического интеракционизма, согласно которой социальные явления и взаимодействия существуют не на уровне реальности, а на уровне субъективных интерпретаций. Иными словами, понять некое явление с участием человека или людей, мы можем, только посмотрев их глазами на это явление.
Насколько субъективные интерпретации могут отличаться одна от другой? Вплоть до противоположности. Для человека, стоящего на железнодорожной платформе, люди в поезде находятся в движении. В то время, как эти люди в поезде воспринимают себя в статике. Насколько многообразной может быть интерпретация? Гораздо больше, чем кажется.
Многовариантность в толковании карт
Как мы истолкуем информацию о том, что человек наносит удары тупым предметом по объекту?
Это может быть обычный день кузнеца. Последний день на свободе офис-менеджера, который убивает своего начальника с помощью подвернувшегося под руку пресс-папье. Первый день настоящего мужчины ― мальчика, допущенного плотником-отцом до настоящего дела. Или обычный день дурака, который проделал в асфальте дырку, насыпал туда порох, вставил гвоздь и готовится долбануть по нему камнем.
Почему офис-менеджер бьёт по голове своего начальника? Менеджер болен психически? Это хулиганство? BDSM-игра? Акт возмездия? Самооборона? И в этом случае может не быть единственного ответа.
То, что для менеджера ещё эротическая игра, ведь он не слышит кодового слова и продолжает эскалацию насилия, для его любовника-начальника с разбитым ртом и раздувшимся прикушенным языком ― уже убийство.
Кстати, кто сказал, что начальник, Император ― обязательно мужчина?
Многовариантность прогноза на Таро для разных участников событий
Перефразируя теорему Томаса: «Если ситуация определяется человеком как реальная, то она реальна по своим последствиям», можно сказать и так: «Рассматривая последствия некой социальной реальности, следует искать их причину в реальности субъективной».
Пытаясь вычленить правду, тарологу имеет смысл заглянуть сразу в несколько кривых зеркал, отражающих ситуацию
Например, раскладывая Кельтский Крест на ситуацию между начальником и подчиненным, рассмотреть мысли, чувства, общее видение ситуации, как одним, так и другим, добавив к раскладу в соответствующих позициях карты второго субъекта. Посмотреть не только объективную и субъективную правду, но несколько субъективных интерпретаций.
Не всегда этого достаточно, чтобы понять происходящее. Скажем, смысловые маркеры, говорящие о странных взаимоотношениях начальника и подчинённого, могут быть истолкованы нами не верно. В их кривых зеркалах может отразиться такое, что не попадает в пространство нашего личного опыта, мы можем наложить его на свой опыт и ошибочно рассказать о совершенно другом. Например, о том, что у начальника и подчиненного есть общая страсть, вероятно к науке, и они не смогли договориться по поводу наилучшего решения теоремы, перешли на личности и погорячились.
Что ещё стоит учитывать, гадая на картах Таро
Обратим внимание на то, что интерпретаций может быть больше, чем кажется, и подход, в котором мы «подтаскиваем» к запросу всё больше и больше «кривых зеркал» значительно упрощает толкование, делает его более точным, объёмным, глубоким. Это могут быть «зеркала», как относящиеся непосредственно к событиям, имеющие о нём какую-то информацию, так и произвольно взятые.
В обоих случаях нас заинтересует особое мнение людей, которые находятся в чётких ролевых отношениях с теми людьми, поступки которых мы анализируем. В данном случае мы спрашиваем не столько человека, как индивидуальность, сколько роль, как некое обобщённое мнение, точку зрения, от которой мы можем оттолкнуться в рассуждениях. Вероятнее всего, нам будет понятна позиция жены офис-менеджера. Если у мужа на работе рабочий конфликт, карты Таро отразят одно к этому отношение. Если у мужа на работе любовная связь – карты будут иные.
В информационном пространстве, с котором мы работаем, содержатся ответы на любые вопросы, даже гипотетические. Не имеет значения, знаком ли носитель «особого мнения» с участниками ситуации. Гораздо важнее авторитет, чёткость субъективной позиции, её недвусмысленность.
Люди, которые не участвуют в самой ситуации, часто видят сквозь зеркало, как сквозь стекло
Зеркало, будучи кривым, должно иметь понятный нам угол искривления. Вспомним знаменитое «Горе от ума», художественную социальную реальность, причина событий в которой находится в пространстве субъективного мира Чацкого. Как нам понять происходящее, в чьём кривом зеркале она понятнее всего отразится? Даже если кривое зеркало находится «за кадром», это не имеет значения. Наиболее авторитетный человек ― тот, кто ещё не знает о случившемся, но чьего мнения все до жути боятся, готовы принять его априори, чьё мнение расставит всё по местам. «Ах! Боже мой! Что станет говорить княгиня Марья Алексевна!». Вопрос Фамусова, казалось бы, не относящийся напрямую к раскладу ситуации, может оказаться ключевым. Мы уверены, что узнав мнение Марьи Алексеевны, понимая, кто она, каких взглядов она придерживается, мы куда лучше поймём события, чем следуя за действиями и мыслями Чацкого, поведение которого, мягко сказать, не поддаётся однозначной интерпретации.
Всегда существует целый ряд реальных или гипотетических менторов, в негативном понимании этого слова, которые готовы дать нам информацию о том, как именно должен был поступить, по их мнению, субъект и как по их мнению он поступил, как это называется в их жесткой системе координат. Мы вправе задать вопрос по интересующему нас, но непонятному нам пока социальному явлению: «Как оценит это представитель русской православной церкви?», «Как оценит это представитель закона?», «Как оценит это приверженец Домостроя?», «Как оценит это феминистка?». Или более узко – начальник, жена, муж, сын, управдом, любой субъект, чья позиция по данному вопросу может показаться чёткой, однозначной, перспективной.
К примеру, мы проясняем Жрицу, как отражение запроса на профессиональную деятельность. Мы можем сделать много предположений: это жрица любви, это таролог, это медработник, это специалист в области информации, да хоть даже и тайный агент. Понятно, что представители религиозной морали отнесутся спокойно к медику, а вот таролог, как служитель конкурирующей «организации», вызовет негатив, даже больший, чем проститутка. Таким методом можно отсечь неактуальные значения и нащупать искомое. Как только мы заметим сигнал, что реакция на явление выходит за рамки индифферентной, мы фиксируем себе знак позиции и уточняем. Например: «Что неприемлемо для этой социальной роли в явлении?».
Что чаще всего упускают тарологи
Есть ещё один, может быть самый важный и интересный субъект, о котором часто забывают или даже намеренно не допускают его участия в трактовке карт, стараются избежать учёта его мнения. Система координат этого субъекта, степень искривления этого зеркала знакома тарологу лучше всего. Мы всегда вправе спросить у Таро, как соотносится явление с представлениями этого субъекта о морали, о красоте, посмотреть какие карты выпадут на вопросы: «Если бы он узнал о том, что сделал этот человек, какова бы была его реакция?», «Стал бы он контактировать больше с человеком, о котором узнал это?», «Одобрил бы он поступок человека?».
Этот субъект – сам таролог. Осознанное обращение к своим личным оценочным критериям может стать хорошим рабочим приёмом. Главное помнить, что любое «особое мнение», в том числе и своё, является всего лишь одним из кривых отражений объективной реальности.