Если моя гипотеза о том, что масти отражают стереотипы суждения, а значения – стереотипы поведения, верна, то на сексуальные девиации должны оказывать колоссальное влияние именно значения. Масти, или стереотипы суждения, скорее должны влиять на единичные «сдвиги по фазе» отдельных граждан и могут проявляться не столько в поведении социальных групп, сколько в объяснении этого поведения.
Одной из наиболее известных сексуальных девиаций является гомосексуализм, поэтому в данной работе ему будет уделено особое внимание.
Девиации пажей
Присвоение статуса «священной» связи со своим воспитанником также весьма распространенное явление. Можно вспомнить «Священную фалангу» Фив, разбитую на пары любовников. Старший передавал младшему свой опыт, умения и знания вместе с семенем. Младший со временем становился сам старшим, и несоблюдение возрастных ролей весьма не одобрялось. В порядке вещей были также гомосексуальные отношения между учителем и учеником (Сократ и Алкивиад). О том же, кстати, косвенно говорит и 4-я гексаграмма.
Социально-возрастные роли пажей еще не дифференцированы, поэтому собственно пажеский гомосексуализм может рассматриваться как проявление бисексуальности и неразличения пола сексуального партнера. Можно говорить даже об асексуальной дружбе, превращающейся в сексуальные отношения вследствие реализации потребности в контактах физических. Физические контакты для пажей имеют огромное значение вследствие преимущественно невербальных способов коммуникации.
Прикосновения, поглаживания, толкания, драка и борьба, танцы – очень информативно-значимые коммуникативные единицы для пажей. В том числе онанизм, как групповой так и индивидуальный, может рассматриваться как коммуникация со своим телом. Здесь под пажами понимаются не люди определенных типов, а модели поведения подростков в пубертальный и предпубертальный периоды.
Девиации рыцарей
Эти ритуальные психологические игры оформились в 12-13 веках под влиянием гностического мазохизма, сформировавшегося под влиянием неоманихейских сект Малой Азии и богумильских церквей Далматии и Болгарии и через Южную Францию распространившегося во всей Европе. Рыцарь служил своей даме, причем сексуальные контакты между ними были исключены. Служение подразумевало прежде всего физические и психологические унижения рыцаря.
В свою очередь рыцарь компенсировал психологическое напряжение гомосексуальными отношениями со своим оруженосцем. Постепенно явные гомосексуальные отношения были заменены на неявные, так называемые «платонические». Причинение и переживание боли рыцарем было в рамках рыцарской этики фактом, оправдывающим само существование рыцаря, поэтому рыцари легко переходили от садизма к аутосадизму.
Отголоском таких моделей поведения объясняется неоправданная, немотивированная жестокость подростковых банд, сочетающаяся с их трогательной (в том числе буквально) заботой о раненых или беззащитных. С другой стороны, виктимное поведение жертвы вызывает просто вакханалию насилия («Механический Апельсин»).
На западноевропейский стереотип поведения рыцаря значительное влияние оказала идеология кельтов и германцев. Для этих племен высшая доблесть в сражении состояла не в том, чтобы победить любой ценой, но в том, чтобы обеспечить себе переход в Валгаллу или ее эквивалент героической гибели. Кельты шли в бой обнаженными и без щитов, чтобы иметь возможность похвастаться после боя как можно большим количеством шрамов.
Такие отношения ориентированы прежде всего на преодоление участниками искусственных барьеров и преград, причем действия партнера по отношениям оценивается рыцарем только относительно позиции самого рыцаря, без учета того, что рыцари меняют свои принципы чаще, чем какой-либо другой тип.
Как правило, гомосексуальность рыцарей, как и любое другое их качество, проявляется в утрировано-эпатажной форме. В конфликте «отцы-дети» рыцари выступают в роли детей, уже осознающих свою уникальность, но еще не желающих принять свою универсальность.
Важным фактором, влияющим на формирование сексуальных моделей поведения рыцарей, является осознаваемая ими потребность в агрессивном проявлении сексуальности, помноженная на страх половых отношений с лицами противоположного пола, могущими не принять рыцарских правил Игры. Поэтому в сказках рыцари предпочитают иметь дело со спящими или, в крайнем случае, плененными принцессами.
Ритуалы связывания, цепей, оков имеют для рыцарей не столько мотив подчиненности связанного, сколько подчеркнутость безопасности для самого рыцаря. С другой стороны, связанность рыцаря позволяет ему не фрустрировать по поводу очевидной неадекватности события и его реакции на это событие. Связанность рыцаря позволяет испытывать одновременно оба противоречивых чувства, в которых он так нуждается – однозначность подчинения и возможность протеста.
Протест, играющий в жизни рыцаря ключевую роль, часто заставляет рыцаря при невозможности протестовать против общества принуждать общество протестовать против его действий. Отсюда часто позитивные оценки своих действий рыцарь может получить только сам, сверяясь с только ему ведомым кодексом рыцарской чести. Как девиации, это проявляется в онанизме и других формах аутоэротики.
Девиации Дам
Как девиации рыцарей не соответствуют проблематике сексуального поведения мужчин, так и девиации дама не сопоставимы с аспектами сексуального поведения женщин.
Агрессивно женоненавистническая патриархальная еврейско-европейская цивилизация признала равенство полов менее ста лет назад. Поэтому относительную сексуальную свободу имели только дамы высшего света, полусвета и – в очень своеобразной форме – обитательницы гаремов.
По европейским нормам, на которых базируется Таро, дама – прежде всего мать и хозяйка, поэтому сама тема сексуальной свободы, а уж тем более сексуальных девиаций, т.е. отклонений от нормы, представлялась в отношении дам если и не откровенно запретной, то уж по крайней мере весьма неприличной.
Дама представлялась пассивным объектом страсти, проявления чувств. В идеале поведение дамы, в том числе сексуальное, программируется тем, для кого она является объектом чувственных переживаний.
Такое отражение ожиданий описал Захер-Мазох в «Венере в мехах». Главная героиня повести, Ванда, не будучи ни садисткой, ни мазохисткой, соглашается сыграть навязываемую ей роль.
В качестве единственной социально приемлемой формы сексуальных переживаний дамы допускалась материнская любовь или любовь к Богу, и вполне естественно, что культ Богоматери как идеальной дамы в некоторых регионах даже потеснил культ ее сына.
Опасливое отношение к мужскому гомосексуализму в сочетании с его запретной притягательностью и отголоском приобщенности к тайному и сакральному совершенно не распространяется на гомосексуальные связи между женщинами.
Собственно, о девиациях дам как архетипического образа известно так же мало, как и о дионисийских мистериях, где женщины были основными участницами. Гораздо больше известны шовинистические мужские мифы о сексуальном поведении дам.
Без претензии на окончательность и однозначность предположений, представляется возможным сделать следующие осторожные замечания:
сексуальное поведение дам ориентировано на императив «Что из того, о чем он говорил, доставит мне удовольствие, если я позволю ему сделать это для меня?».
Девиации Королей
Сексуальное поведение королей строится на двух началах: убежденности короля в том, что он имеет право на все, и убежденности окружающих в том, что король имеет право на все. Рано или поздно право короля присваивается сперва его ближайшим окружением, затем все более далекими от трона людьми, что заставляет короля присваивать или выдумывать новые права и привилегии.
Любопытно, что в средневековой абсолютистской Франции желание короля переспать с женой или дочерью придворного не вызывало ни у кого протеста, а напротив, рассматривалось как абсолютно законное. И его исполнение почиталось не за исполнение монаршей прихоти, а за священную и почетную обязанность.
Непрямой садизм королей оправдывался, по крайней мере, их божественным происхождением, а его сексуальная активность еще в глубокой древности напрямую связывалась со способностью управлять племенем.
Короли не балуют разнообразием своих сексуальных девиаций. Несмотря на кажущуюся вариативность поведения, глубокий анализ с завидным постоянством раз за разом выявляет одну и ту же модель: вожак, обладающий самками гарема, подрастающий молодняк и агрессивные самцы, время от времени оспаривающие власть вожака.
Сергей Савченко.