Шут – архетип успешного бизнесмена

banner4

Как часто люди хотят создать свой бизнес, но не знают с чего начать и за какой вид бизнеса следует взяться, чтобы не сгореть в котловине конкуренции.

Что мы делаем в первую очередь в поисках выбора?

Чаще всего ищем то, что уже есть на рынке. То, чем уже занимаются другие.

Так, например, если есть спрос на типографские издания, думаем, может быть следует взяться за печать: купить принтер, нанять дизайнера и все просто будет хип-хопом: клиенты будут появляться из воздуха, оттуда же будут падать зелененькие. А дальше жизнь удастся на славу: гостиница, пляж, девушки в купальниках, танцующие под боса-нова…

Поступаем же так в поисках «чем заняться» из-за определенной дурацкой логики: классический маркетинг учит — «спрос рождает предложение». И, возможно, правы. Ведь когда есть спрос легче предложить продукцию, а когда сами создаем продукцию, на которую пока нет спроса, то и тратим больше времени на продвижение и реализацию. Так работает простая логика, но в реальности это оказывается неправдой.

Путешествие героя в мир бизнеса есть своего рода архетипический образ жизненного сценария, складывающийся из отдельных прообразов. И началом путешествия в мир бизнеса обычно служит ни потеря и ни угроза, а желание и задача разбогатеть любой ценой. Так «сериальные персонажи», желающие разбогатеть, так или иначе связывают свою судьбу с представителями мафии: будто только там водятся большие деньги. Они пускаются в путь, совершая подвиги, встречаются с друзьями и врагами, набивают шишек и набираются опыта, чтобы в итоге – не найдя то, почему они начали свой путь, вернуться обратно. Мы даем герою следующие характеристики: отважный, сильный, умный, никогда не делающий ошибок, быстро соображающий и верно принимающий решения. Хотя и тут мы ошибаемся.

Как доказал Даниэль Каннеман, лауреат Нобелевской премии, лучше «думать медленно… решать быстро». Только это другая история и нам в ней нечего делать. У нас — свой путь и мы готовы идти по нему.

Как это не странно, но герой в мире Таро и в мире, в котором мы живем, является Шут или Дурак. Мы говорим про Дурака или Шута, вкладывая в эти слова негативный оттенок. Однако следует сказать, что эти два архетипа вовсе не являются неким олицетворением умственной отсталости или неспособности учиться. Сегодняшние великие люди, изменившие мир, соответствуют именно этому архетипу, которых многие привыкли называть также «ботаниками». «Это такие чудаки в очках с толстыми линзами, которые могут часами говорить о чем-то заумном, что никому не интересно, кроме них», — такое определение дает Йорг Циттлау в своей книге «От Диогена до Джобса, Гейтса и Цукерберга».

Любая типология имеет недостаток, потому что она пытается подвести конкретных людей под какую-то схему, шаблон. Но все же, попытаемся дать характеристику этому типажу – шуту, дураку, ботанику. Какой он? Мария-Луиза фон Франц дает им такое определение: «Дурачок, — пишет она, — символизирует чистоту и неиспорченность личности. Это важнее, чем интеллект, самодисциплина и все прочее. Именно благодаря этим качествам во всех сказках ему так везет». В том, что такие гении, как Ньютон, Эйнштейн и Мария Кюри были очень умными людьми — нет сомнений. Однако в случае с ними, IQ нельзя считать единственным критерием. Ведь под умом, как правило, понимается способность приспосабливаться к определенным ситуациям – а вот как раз это им в большинстве случаев не удается. Более того, они этого сами не хотят.

Основная характерная черта Шута

– быть полностью, маниакально поглощенным своим путем, дорогой, делом. Он в одиночестве собирается и бежит на длинную дистанцию, ничего не замечая вокруг, несет на себе груз – свою собственную мораль и ценность, «кладезь невостребованных знаний». Да, Шут уже располагает всем возможным знанием, однако не знает, как распорядиться ими. У него просто нет нужного опыта. Именно из-за опыта он и пускается в путь. Не удивительно, что нулевой Аркан изображен именно так: Шут, ступающий один или даже скачущий вприпрыжку по дороге, беззаботно улыбающийся, наслаждающийся красотой окружающего мира и не замечающего самого главного — края пропасти, обрыва.

Но мы знаем, что он не сорвется, потому как его сопровождает пес, символизирующий природные инстинкты, помогающие человеку и защищающие его на трудном пути. И он так и не узнает, что был на краю гибели. Шон Паркер, основатель Facebook, в принципе и является олицетворением архетипа пса, который постоянно был рядом с Марком Цукербергом и мог бы остановить в самый опасный момент. Говорят, что Шон по-настоящему мог разозлиться, если кто-нибудь попытался бы помешать Марку, копающемуся в своем компьютере, вернее, в своем собственном мире. Иногда Паркер даже выталкивал посетителей за дверь, чтобы Цукерберга никто не отвлек от работы. Ведь ему была нужна значительная независимость мышления.

Значение карты нулевого или же двадцать первого Аркана Шута по мнению ученого В.В. Мазепуса заключается в «тайне преображенного творчества, то есть творчества, продукты которого обладают свойствами быть не только живыми, но живыми в высшем плане проявленного бытия». Другими словами: результат творчества – это то, чего не было раньше. Творчество истинно в том случае, когда его результат живет по своим законам. Сегодня все больше стали говорить о новом классе людей – «креативном классе», об истинных творцах того, чего не было раньше.

Ядром этого класса являются люди, занятые в научной и технической сфере, архитектуре, дизайне, образовании, искусстве, музыке и индустрии развлечений, чья экономическая функция заключается в создании новых идей, новых технологий и нового креативного содержания. Радикальное отличие же между креативным и другими классами заключается в том, как и за что они получают деньги.

Представители этого класса, основой которого являются именно «шуты, дураки и ботаники» — относятся к самым богатым людям мира – это, прежде всего, основатель Microsoft Билл Гейтс, разработчик Google Сергей Брин, создатель Facebook Марк Цукерберг и глава Apple Стив Джобс. Креативный класс зарабатывает деньги, проектируя и создавая что-то новое, и делает это с большей степенью автономии и гибкости, чем другие. Говорить, что для них не важны деньги или же они их не любят – будет, по крайней мере, слишком самоуверенным заявлением, но это те люди, которые умеют зарабатывать, не особо думая о финансовой стороне дела.

Удача к Шуту, дураку или ботанику приходит сразу. Отправившись налегке по божественному призыву, он изначально обречен выйти на правильный путь и первым встретить Мага. Это знакомство является чрезвычайно важным, ибо Маг не только обладает ясным умом и здравомыслием, но и после беседы со своим другом, помогает ему изменить собственную реальность и реальность всех, кого он встретит на своем пути.

Искренне Ваш,
Рубен Ишханян

Exit mobile version