Грешно ли гадание? Вопрос этот будет существовать до тех самых пор, пока на свете будут существовать гадания, а люди проявлять хотя бы зачатки религиозного сознания.
И если в контексте языческих или дхармических культов одно гармонично вписывается в другое, то в христианском мире (а шире ― в мире авраамических религий) между духовной традицией и практикой предсказаний возникает конфликт.
Считается, что христианство запрещает всякие попытки проникнуть в будущее, кроме как через прямое откровение свыше. Так ли это на самом деле?
Насколько однозначен запрет на гадание в авраамических религиях
Хотим или нет, но мы должны принять во внимание, что официально все авраамические религиозные традиции запрещают гадание, как дело в высшей степени богопротивное. Для примера приведём два отрывка из Библии:
«…не ворожите и не гадайте» (Лев. 19:26);
«…не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь через огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это». (Втор. 18:10-12)
Подобных текстов, запрещающих различные виды прорицания, предостаточно как в иудео-христианских, так и в мусульманских священных писаниях.
Тем не менее, будучи тарологом и одновременно теологом, я должен сказать, что проблема эта не так проста, а её решение не так однозначно, как может показаться на первый взгляд. Ниже я представляю свою попытку проанализировать и разрешить её.
В общем и целом мои рассуждения сводятся к четырем пунктам, в которых я предлагаю:
- Разобраться, что же такое грех с точки зрения Библии и христианской традиции.
- Попытаться сделать выводы на основании пункта 1.
- Выяснить, чем в теологической перспективе является предсказание.
- Попытаться сделать выводы на основании пунктов 1 и 3.
Но перед этим я хочу уточнить, что рассматриваю проблему в свете христианской религии, поскольку именно она значительное время задавала определяющий вектор европейской и в том числе российской духовной культуры. С другой стороны, хотя и более опосредованно, но все описанные рассуждения, а также выводы из них, относятся ко всем ветвям авраамической традиции, включая иудаизм и ислам.
Что такое грех с точки зрения христианской традиции
Итак, грех, это славянское слово, которым с греческого языка переводится библейский термин «ἁμαρτία» ― «амартиа», а с иврита «חטא» ― «хет». Все три слова буквально означают одно и то же ― «промах», «непопадание в цель».
Таким образом получается, что в религиозном контексте понятие греха означает ситуацию или поступок, когда некий субъект «не попадает в цель», то есть не является тем, кем он призван являться или ведёт себя не сообразно своей подлинной природе. Другими словами, всякий раз, когда человек идёт вразрез с собственной внутренней сутью, он совершает грех.
Назовем это значение фундаментальным. Оно дополняется церковно-юридическим, которое определяет грех как религиозное преступление, то есть нарушение формального закона ― буквы заповеди или церковного канона. В иврите такое поведение обозначается словом «עבירה» ― «авера», которое буквально означает «выход за черту», то есть выход за рамки дозволенного. Но на русский язык оно также переводится словом «грех».
Итак, выше мы отметили, что существует два возможных понимания греха:
- фундаментальное
- церковно-юридическое
Именно последнее для нас сейчас наиболее интересно. Не углубляясь в теорию, отмечу, что мы имеем две проблемы:
- нам необходимо понять, что говорит Священное Писание само по себе
- нам необходимо выяснить, что утверждает религиозная традиция, основывающаяся на его интерпретации
Что написано о гадании в Библии
Для начала разберёмся с Писанием. Это не очевидно для всякого читателя, но я должен пояснить, что библейский запрет на гадания обусловлен не «мерзостью» идеи узнавания будущего или обращения к оракулу за руководством как таковой (в Библии есть множество мест, где прорицание с помощью разного рода инструментов имеет положительный религиозный оттенок), а тем, что волшебники, обаятели и гадатели, о которых идёт речь в библейских текстах, являлись жрецами и иерофантами чуждых для евреев культов, поклоняющимися не Яхве, а другим богам. Например, проведение детей через огонь являлось частью служения Молоху, и все прочие виды гадания, запрещённые в Библии, носили религиозный характер.
Таким образом, проблема для автора соответствующих библейских отрывков заключалась не в том, что люди гадают или предсказывают будущее, а в том, что они это делают, обращаясь к чуждым иудаизму культам, что расценивалось, как религиозная измена и поклонение чужим богам.
Поэтому, по сути своей, это чисто религиозный запрет, призванный оградить правоверных иудеев от идолослужения, а не от гадания, как такового. Это важное уточнение, которое даёт нам ясное понимание, почему бог Яхве, запретивший своему народу гадания и которому «мерзок» всякий «делающий такое» дал, согласно Библии, своим поклонникам собственную технику прорицания ― камни Урим и Туммим (Исх.28:30).
Урим и Туммим — два камня, которые отвечают на вопрос «Да/Нет»
В свете сказанного выше, можем ли мы утверждать, что Таро попадает под эти запреты?
Таро ― система, которая возникла хотя и не без влияния античной традиции, но глубоко в недрах христианской религиозной парадигмы и основанная на её моральных, догматических и космологических принципах, никак не связанная с чуждыми христианству религиозными практиками?
Очевидно, что мы можем ответить отрицательно в двух случаях:
- когда Таро используется в контексте христианской духовной практики
- когда Таро индифферентно ко всякой религии в принципе.
Другими словами, в тех случаях, когда Таро никак не связано с поклонением или почитанием других богов, помимо христианского, оно никоим образом не подпадает под библейские запреты на прорицание, а, соответственно, не является грехом с точки зрения Библии, как таковой.
Позиция Церкви насчёт греховности гадания
С другой стороны, христианская церковь имеет свою устоявшуюся традицию интерпретации Писания. И от того факта, что она в своих выводах не совпадает с нашими, никуда не деться. Кроме того, мы можем сколько угодно оспаривать правомерность церковного канона, но нам придётся смириться, что для верующих он имеет юридическую силу.
Это значит, что человек может не соглашаться с ортодоксальной церковной интерпретацией Библии по вопросу предсказаний, но, поскольку позиция Церкви закреплена в теле канонического права, верующий обязан оказывать ей послушание, даже вопреки личным альтернативным взглядам. В противном случае ему придётся нести всю полноту ответственности перед буквой церковных законов, которые в данном случае предельно однозначны: «Предающиеся волшебникам… или другим подобным, дабы узнать от них, что восхотят им открыть… подлежат шестилетней епитимии. Той же епитимии надлежит подвергать и тех, которые… соединяя обман с безумием, произносят гадания о счастье, о судьбе, о родословии и много других подобных толков. Закосневающих же в сем, и не обращающихся и не убегающих от таковых пагубных и языческих вымыслов, определяем совсем извергать из Церкви…» (61 правило 6-го Вселенского собора).
Епитимия — это духовное наказание во искупление грехов исповедавшемуся человеку (например, внеочередной пост или многократное чтение молитв)
При этом важно подчеркнуть, что церковные каноны подразумевают не просто чуждые христианству религиозные практики, как в случае с библейскими запретами, а именно гадание и магию, как таковые, per se.
В такой перспективе, Таро, как предсказательная практика, конечно, попадает под церковно-юридическое определение греха. Пусть даже нам предельно ясны подлинные истоки этих не вполне правомерных запретов в авраамических религиях, одно дело ― теологически осознавать суть проблемы, а другое – вступать в конфликт со сложившейся многовековой традицией, убеждениями единоверцев, в том числе служителей культа и личного духовного наставника, что ставит верующего в щепетильную и, мягко говоря, проблематичную ситуацию.
Что такое гадание и как к нему относились в разных культурах
Прежде мы говорили о формальной стороне вопроса. Теперь же поговорим о Таро в связи с фундаментальным значением греха. А для этого сначала выясним, чем по природе своей является практика обращения к оракулу, то есть гадание.
Надо сказать, что в современном мире для нас привычно, что религия стоит в одной стороне, а предсказания ― в другой и что друг к другу они не имеют прямого отношения. Однако так было не всегда. Оракулы родились из недр культовой практики и в исходном своём смысле представляют собой акт сакраментального характера, то есть богослужение и таинство.
Подобное глубоко религиозное измерение гадания отражает латинское слово «divinatia» ― «дивинация», которым обращение к оракулу называли древние римляне. Происходит же это слово от корня «divus», означающее «божественный». Это очень важный момент, который говорит нам, что в былые времена люди в обращении к оракулу видели не просто способ получения информации ― это было в прямом смысле слова вопрошением богов, то есть актом богообщения.
Даже противник гаданий Цицерон писал, что если бы дивинация существовала на самом деле, то «это была бы, конечно, великолепная и спасительная вещь», с помощью которой «смертная природа могла бы вплотную приблизиться к божественной» (Цицерон. О дивинации I:1). Подобное отношение к гаданию было характерно не только для римлян, но и для других народов.
Именно поэтому секреты предсказаний не разглашались, а жрецы-прорицатели сохраняли в благочестивой тайне природу своих церемоний. Лишь со временем практика гадания перестала быть прерогативой храмовых служителей и распространилась среди профанного народа, став личным делом каждого, служащим преимущественно утилитарным целям индивида.
Теперь напомню, что как предсказательная система (да и не только, как предсказательная), Таро, в числе прочего, даёт ответы на вопросы, касающиеся тех или иных аспектов жизни человека, то есть, в конечном итоге, решает вопросы его подлинной природы, призвания и внутренней сути, когда самостоятельно он их решить не в состоянии.
В религиозном смысле Таро обеспечивает связь человека с вышестоящими силами – Богом, богами или духами (в зависимости от религиозных взглядов), а потому как раз и является тем самым инструментом, оберегающим личность от внутренней инфляции и позволяющим искать и оставаться верным своей подлинной природе, призванию и внутренней сути, а значит, в духовном смысле, защищающим от греха.
Следовательно, Таро никак не может быть охарактеризовано, как грех в фундаментальном смысле последнего, за исключением случая, когда оно намеренно используется в целях низменных, аморальных, приводящих личность к измене себе и внутренней инфляции.
Итак, что мы выяснили о Таро, гадании и греховности этого занятия
Итак, мы выяснили, что Таро :
- с точки зрения фундаментального понятия греха не является греховным
- с точки зрения библейских запретов не является греховным
- с точки зрения церковно-юридического понятия греха является греховным
В конечном итоге однозначно решить данную проблему невозможно. А поэтому всем тарологам и их клиентам, ассоциирующим себя с иудейской, христианской или мусульманской религией, приходится решать её самостоятельно.
Что касается моего опыта, то общаясь с мастерами Таро и своими собственными религиозными клиентами, я вижу, что они в данном случае делятся на две группы:
Часть из них придерживается прогрессивных взглядов, которые позволяют им интегрировать прорицание (и в том числе Таро) в их духовную жизнь без конфликта с совестью, пусть и через формальное противоречие с буквой их традиции. Трудности, сопряжённые с таким образом поведения они решают самостоятельно, чаще всего просто умалчивая в кругах единоверцев об этой стороне своей жизни.
Другая часть, напротив, соглашаясь с буквой традиции и считая прорицание грехом, тем не менее, занимается им, через что входит во внутренний конфликт с совестью, чем вредит своему духовному здоровью, а кроме того и эгрегору Таро, наполняя его нездоровой энергией.
В таком случае занятие Таро будет грехом даже с точки зрения самого Таро, поскольку впадая в противоречие со своими убеждениями, человек неизбежно приходит ко внутренней инфляции. А соответственно Таро не может уже служить сакральным средством связи с нуминозным и инструментом самореализации.