Чтение текстов других авторов про эту карту приводит в легкое недоумение.
Италия – католическая страна. Насколько религиозен Мило Манара, мне не известно. Но живя в окружении католиков, воспринимая соответствующие культурные посылы, он не мог не усвоить характерную именно для католицизма двойственность взаимоотношений между монахами (а в нашем случае – монахинями) с зовом плоти. Кому не лень, может почитать «Монашку» Дени Дидро.
Что же мы видим на карте? Удивительно, но авторы ухитрились увидеть разное. Один написал, что монашка стоит перед иконой, другие – перед зеркалом. На самом деле, чему или кому она демонстрирует свой Сад Райских Наслаждений, мы не знаем. Я бы предположил зеркало. Но вариант с иконой намного интереснее.
Странным образом эта демонстрация воспринимается как указание на девственность, непорочность и целомудрие монашки. И это вызывает сомнения. Нет, не девственность. Она вполне может быть девственницей с точки зрения физиологии.
Определить время по карте довольно затруднительно, однако есть деталь – чулки – которая позволяет сузить промежуток от 18 века по современность включительно. К сожалению, детали интимной прически не могут служить надежным маркером, потому что, как и со всеми остальными прическами, мода меняла свои требования неоднократно.
Что же общего у этой карты с классикой, и какие значения мы можем реконструировать?
На карте, кроме монашки не изображен более никто. По крайней мере, мы никого не видим. Так или иначе, она исследует свой и только свой внутренний мир. Как бы ни двусмысленно это не прозвучало. Как и в классике, речь идет об эмоциональном состоянии. Классическая Жрица холодна. Монашка Мило Манары, скорее всего, одержима похотью. Но в любом случае, свидетелей этому нет. Классическая Жрица равнодушна. Монашка Манары вполне может быть воплощением лицемерия. В обеих картах присутствует тема тайны. Но карта Манары, как мне кажется, говорит о грязных и порочных тайнах, о том, что лучше было бы держать под замком.
И я не нахожу в этой карте целомудренности, недоступности или указаний на надежного партнера. Напротив, лицо монашки кажется мне порочным и развратным. И я даже понимаю, почему. Такой эффект для меня создает очертание рта с белой полоской зубов.