Честно говоря, обзор этой колоды дался мне весьма нелегко. Я далека от культуры фэнтези и глубоко погружаться в мир эльфов мне совсем не хотелось. Но работа, как говорится, требует жертв, поэтому изучить творение Дэвида Корси и Марка МакЭлроя под названием Таро Эльфов мне всё-таки пришлось. У каждого из нас есть такие образы, которые более понятны, чем другие. Так вот: эльфы — это не моё, поэтому заранее прошу прощения у тех, кто найдёт в тексте моего обзора какие-то неточности или неверно понятные легенды.
История создания колоды
Идея создания Таро Эльфов принадлежит Марку МакЭлрою. И, надо сказать, мне понравился его подход вот в чём. Все вы видели множественные клоны Уэйта, где сохраняются сюжеты Памелы Колман-Смит, но привычные персонажи заменяются котами, феями и прочими мифическими существами, животными или людьми. МакЭлрой поставил задачу не просто «вставить» эльфов в Уэйтовские сюжеты, а создать принципиально иную колоду, которая будет основана на истории этого сказочного народа. Историю, кстати, ему пришлось сочинить самостоятельно — подробнее о ней я расскажу, когда перейдём к символизму колоды. Но могу сказать сразу, что в итоге получился практически «Властелин Колец», но в «эльфийской обработке». Над иллюстрациями работал Дэвид Корси, известный многим по другим своим творениям — Таро Вечная Ночь Вампиров, Таро Драконис, Таро Призраков. Таро Эльфов Марка Макэлроя вышло в 2007 году и переиздавалось всего один раз спустя два года.
Ключевые особенности колоды
Хоть перед нами совсем не Уэйт, но ключевые особенности английской школы все остались на месте: нумерация и названия Арканов, титулы карт Двора, последовательность Силы и Правосудия, масти. Иллюстрации Таро Эльфов выполнены в жанре компьютерной графики. Они очень красочные и объёмные.
Символизм колоды
Как я уже сказала, тематика колоды фэнтезийная — карты рассказывают нам одну длинную эльфийскую историю, главным героем которой является эльф-принц по имени Альберик. На протяжении всего повествования Альберик расследует таинственную смерть собственной матери и загадочное происшествие с отцом, который был превращён в камень. Конечно же, по классике жанра в Таро Эльфов есть и свой злодей — тёмный эльф Доккальфара, которого нашему герою придётся победить. Естественно, на картах вы повстречаете разных персонажей этого увлекательного путешествия.
Старшие Арканы
Старшие Арканы Таро Эльфов автор хотел представить как архетипические темы, присутствующие во всех мировых культурах, но так, чтобы они оказались «преломлены» через эльфийскую мифологию. Получается, что с одной стороны мы должны увидеть классику, но с другой — прочувствовать её, скажем так, словно мы и есть эльфы. История, описанная выше (о расследовании принца Альберика) — и есть тема, проходящая через все Козыри колоды. Давайте для примера рассмотрим несколько карт.
Шут в Таро Эльфов — это сам принц Альберик, который на лоне прекрасной природы наслаждается покоем и негой. Пока ещё его ничто не тревожит. Вокруг зеленеет трава, порхают бабочки, а у ног свернулся калачиком верный пёс. Он — не просто какой-то Иванушка-Дурачок, у него есть красавица-жена, и супруги ожидают появления на свет малыша. Жена Альберика по имени Эллиль стоит на иллюстрации нулевого Аркана под могучим дубом, символизирующим надёжность, жизненную силу, здоровье.
Маг — это тот самый злодей, тёмный эльф Доккальфар. На рисунке он жонглирует рунами и мечтает использовать свои способности для осуществления собственных желаний. Рядом с ним стоит маленький мальчик, который искренне восхищается мастерством нашего Мага. Если присмотреться повнимательнее, можно заметить в сумке, стоящей у ног тёмного волшебника, привычные нам символы четырёх стихий — Жезл, Меч, Кубок и Диск.
Рассматривать абсолютно все Старшие Арканы Таро Эльфов мы, конечно же, не будем, поэтому предлагаю остановиться ещё на трёх. На карте Жрица мы видим тот самый трагический момент, когда Альберик нашёл окровавленное тело своей убитой матери. Значение карты — тайна, неизвестность, загадка, судьба.
Далее история соответственно развивается в духе лучших фэнтезийных сериалов и каждый Аркан выглядит словно стоп-кадр из фильма. Вот, например, Дьявол. Здесь изображён момент, когда властелин нижнего эльфийского мира пытается соблазнить главного героя ложным обликом его любимой жены Эллиль. По сути практически классика: искушение, обольщение, тень, соблазны, которым так хочется поддаться.
А теперь давайте «перемотаем» это кино и посмотрим на финальную сцену. Окаменевший отец Альберика Оберон оживает и благодарит сына за своё спасение, даруя ему четыре священные реликвии. Всё, хэппи энд.
Младшие Арканы
Младшие Арканы Таро Эльфов показывают нам четыре самостоятельные истории, каждая из которых повествует об одной из тех самых четырёх реликвий, которые в конце «официального фильма» вручил эльфийскому принцу его отец. Чуть забегая вперёд, скажу, что Придворные Карты выступают в роли героев этих историй.
Итак, масть Жезлов — это история Эльфийского Посоха, который наделял своего хозяина неограниченной властью. Этот рассказ погружает нас во времена молодости Оберона (отца главного персонажа), когда его сместил с трона очередной злодей — тёмный эльф Селомир. Перед нами пробегают события гражданской войны между светлой и тёмной стороной эльфийского братства и история несчастливой любви Селомира, который в конце концов взял да и вернул Оберону тот самый волшебный посох, из-за которого начался весь сыр-бор.
История масти Чаш в Таро Эльфов — это повествование об Эльфийском Кубке, который однажды явился деве Халлаве в момент, когда она чуть не утонула. С помощью магической силы этого Кубка героиня создала себе идеального мужчину, вышла за него замуж, но семейного счастья так и не обрела. Тогда Верховная Жрица, которая как раз и «подсунула» этот волшебный предмет Халлаве, решила развеять чары, забрала Кубок и подарила его Оберону — отцу нашего принца из главной истории. А разочарованная в браке девушка всё-таки смогла встретить свою настоящую любовь, уже без всякой магии.
История третьего «магического артефакта» — Эльфийского Меча — разыгрывается в масти Воздуха. Меч попал в руки героя по имени Каливан, но появился очередной злодей, желающий завладеть реликвией. В итоге нашему персонажу пришлось пожертвовать жизнью собственного сына ради этого волшебного Меча, однако потом, «на свежую голову» он понял, что натворил и решил воскресить своё чадо. Но поскольку сделал он это с помощью тёмной магии, сын вернулся совсем не таким, каким был до этого (ничем не напоминает «Кладбище домашних животных» Стивена Кинга?). В итоге Каливан похоронил воскрешённого наследника, смирился с его смертью и решил больше никогда не заниматься магическими делами. Меч, естественно, стал уже не нужен, и тогда герой подарил его… правильно, Оберону!
И, наконец, заключительная история цикла о магических реликвиях в Таро Эльфов — это сказание Дисков. Волшебный Диск нашла в лесу эльфийка Фадонна, но, естественно, нашёлся злодей, желающий выкупить у неё столь полезный артефакт. Она продавать «игрушку» не стала, но хитрый брат предложил ей закопать его в лесу, после чего сам, конечно же, его перепрятал. Хорошо спрятать магический Диск братец, увы, не сумел, и его нашли гномы. Фадонна захотела вернуть свою вещь, но ушлые карлики заставили её отработать его стоимость. В итоге сокровище всё же вернулось к своей законной владелице (хотя, кто знает, может потерял-то его вообще кто-то другой?), но она решила преподнести его в подарок Оберону. Так у него появился последний четвёртый волшебный предмет.
Придворные карты
Придворные карты в галерее Таро Эльфов, как я уже говорила выше — это герои тех самых историй, о которых рассказывали нам числовые Арканы. Поэтому подробно останавливаться на них смысла не вижу. Жезлы — это Селомир, светлый эльф Фолодар, жена Селомира Ууланель, которую он насильно сделал своей супругой, и Оберон в юности. Кубки — Халлавае, её «придуманный» жених, жрица Претсея и настоящая вторая половинка героини — Мазраэль. Мечи — тот самый сын Галибрех, который умирал и воскресал, злодей, мать мальчика (по сюжету после своего воскрешения он её убил) и, конечно же, сам Каливан. Пентакли — Фадонне, её хитрый брат Аустафел, сестра (которая тоже появлялась где-то в эпизодах, но я об этом не упомянула), и гном Балдур, отнявший волшебный Диск.
Вот такая вот удивительная история, о которой, наверное, при желании можно написать огромную книгу, уместилась в Арканы Таро Эльфов.
Особенности толкования карт
Значение карт Таро Эльфов, хоть и кажется на первый взгляд совершенно отличным от классики, на самом деле вполне вписывается в канон. Но, конечно же, с авторскими смысловыми акцентами. Перевёрнутые значения автором в МБК не упоминаются, поэтому использовать их или нет — решайте сами.
Для рассмотрения каких вопросов подходит колода?
Поскольку в эльфийских историях речь шла и о любви, и о конфликтах, и о работе, и о магии — думаю, все эти вопросы вполне удачно можно просматривать на данной колоде. Мне кажется, что она вполне сгодится на роль универсальной.
Кому подойдут данные карты?
Приобрести Таро Эльфов я советую:
- Любителям фэнтезийных колод, не являющихся клонами Райдера-Уэйта
- Ценителям длинных, запутанных саг вроде «Властелина колец»
- Тем, кому просто понравилась идея фильма в формате Таро
Рекомендованная литература для ознакомления с колодой
Честно говоря, мне вполне хватило тех описаний карт, которые я нашла на просторах интернета на форумах по проработке колоды. Там весьма подробно описаны все сюжеты и ключевые значения Арканов. Но знаю, что есть и отдельная книга, посвящённая Таро Эльфов, написанная Дмитрием Невским. Она называется «Роман в картинах. Таро Эльфов». Быть может, она вас заинтересует. На этом я завершаю свой обзор.