Друзья, сегодняшний обзор будет посвящён Таро Модная Ведьма — колоды, которую я совершенно не могу назвать серьёзной. Заранее прощу прощения у тех, кто успешно работает с этим инструментом и кому колода нравится, но я всё же позволю высказать своё собственное мнение, поскольку обзор вовсе необязательно должен быть хвалебным — он скорее призван показать личное восприятие. Поэтому ещё раз прошу не обижаться на мою критику. Итак, поехали.
История создания колоды
Таро Юных Ведьм (Модная Ведьма, Таро Миловидной Ведьмы — всё это вариации названия данной колоды) впервые было выпущено в 2003 году, переиздания состоялись в 2005, 2007 и 2012. Автор колоды — Лаура Туан, художник — Антонелла Платано, известная по своей впечатляющей работе — Таро 78 Дверей, а также другим творениям. На счету Лауры Туан также далеко не одна действительно серьёзная и впечатляющая колода, например, Таро Сексуальной Магии, Таро Цветов, Таро Американских Индейцев.
Все перечисленные колоды действительно являются весьма необычными, глубокими, интересными, но вот Модную Ведьму я, к сожалению, поставить с ними в один ряд не могу. Идея Лауры состояла в том, чтобы создать карты для юных ведьмочек, только начинающих постигать азы викканской традиции. Издатели же пошли дальше и начали позиционировать данную колоду как Таро для детей 8-14 лет. Но глядя на некоторые иллюстрации, о которых я скажу позже, мне лично сразу же захотелось, чтобы на коробке написали крупными буквами «детям до 16 в руки не давать». Но давайте по делу.
Ключевые особенности колоды
В Таро Юных Ведьм, как обычно, 78 карт. Нумерация Козырей кроулианская: Шут — 0, Сила — 11, Правосудие — 8. Масти названы соответствующе викканским символам: Факелы (Жезлы), Котлы (Чаши), Валуны (Пентакли), Метлы (Мечи). Карты Двора оказались переименованы более кардинально: Паж — это Праздник (Мистерия), Рыцарь — Луна, Королева — Богиня, Король — Суд (Испытание). Энергетика колоды чисто женская.
Символизм колоды
Поскольку Таро Юных Ведьм позиционируется как викканское, естественно, на картах вы обнаружите множество соответствующих символов: здесь есть магические растения и животные, ритуальные предметы, мётлы, котлы, заострённые шляпы и прочие атрибуты, которые мы обычно ассоциируем в ведьмовством.Но при этом языческая традиция передана в слишком современном стиле: только взгляните на все эти коротенькие топики и обтягивающие штанишки героинь, на их легкомысленное поведение во многих ситуациях.
Да, с одной стороны, понятно, что колода создана для юных девушек, но с другой — мне кажется, что следование викканскому ремеслу всё-таки подразумевает под собой и некую серьёзность. Вспомните Языческое Таро Чёрной и Белой Магии! Его главной героиней тоже была довольно молодая ведьма, но вот такого вот сплошного веселья и праздника вокруг неё почему-то не было. Лично у меня создаётся впечатление, что автор хотел показать не реальное погружение девушки-подростка в духовные традиции, а некую «игру в викку», похожую, знаете, на вызывание духов или пиковой дамы, чем все мы с вами «грешили» в детстве.
Старшие Арканы
Теперь обратимся к галерее Таро Модная Ведьма. Некоторые Старшие Арканы ещё как-то можно отнести к более-менее серьёзным, а вот некоторые лично у меня вызывают внутренние противоречия. И именно о них хочется сказать. Посмотрите на Шута. Что вообще происходит на этой карте? Белокурая девушка в вечернем платье хватает за хвост горного козла, отчаянно пытаясь стянуть его вниз. У меня сразу же возникает несколько вопросов. Что девушка делает в столь праздничном наряде в горах? Зачем ей вообще понадобилось бедное животное, идущее по своим делам?
С началом викканского пути, которое, если логически мыслить, должно быть изображено на данной карте, в Таро Юных Ведьм мы видим какую-то, простите меня, полную дуру, занимающуюся абсолютной ерундой в совершенно неуместном для обстановке наряде. Да, Дурак — он на то и Дурак, скажете вы, но, согласитесь, что всё-таки Дурак Таро — это нечто большее, чем просто «дурак» в обычном, бытовом смысле этого слова. А уж если посмотреть на ведьминскую шляпу, которая слетает с героини в данный момент, вопросов становится ещё больше. Если она только в начале своего духовного пути, почему она уже носит этот головной убор? Очень непонятная и какая-то откровенно глупая, на мой взгляд, карта.
Очень непонятным мне кажется Император. Во-первых, у меня сразу же возникло впечатление, что на карте парень, переодетый в женскую одежду. Полезла в МБК — нет, оказалось, что это всё-таки девушка. Большая шляпа по идее означает глубокую мудрость, об этом же говорит и ворон, сидящий на её верхушке. Но тогда, простите, почему у этого «Императора» не менее дурацкий вид, чем у Дурака? Где серьёзность, мудрость, властность, умение управлять? Я всех этих качеств на карте не вижу вообще.
Карта Влюблённые в-принципе понятна: парень, притворяющийся магом, выбирает себе «ведьмочку» не по количеству мозгов, а по величине женских достоинств и сексуальности. И тут снова появляется вопрос: разве это выбор, сделанный сердцем, а не, простите, причинным местом? А теперь вспомните, что колода позиционируется издателями как «детская». Ничего не скажешь, «хорошему» учат подрастающее поколение подобные карты.
Сила здесь тоже вовсе не моральная, не внутреняя, о которой обычно идёт речь, а самая что ни на есть физическая: что может проще, чем отогнать от себя диких животных вырванным из земли корнем? Как-то теряется философская составляющая Арканов в Таро Юных Ведьм, вам не кажется?
С Повешенным ситуация ещё более дурацкая. Две девочки-подростка зачем-то пристали к спокойно спящей летучей мыши и решили пощекотать её палочками. И где же в этой карте, а также в нулевом и 11 Аркане викканское уважение и любовь к животным? Вы его видите? Я — нет. Я вижу только какое-то откровенное издевательство.
И мы ещё не рассмотрели Аркан Солнце — юная мадам, вновь в одежде, совершенно не соответствующей обстоятельствам, оседлала бедного ослика, который изо всех сил пытается сопротивляться такой беспардонности. Видимо, смысл Солнца в данном случае — потакать своим дурацким желаниям?
Да, несколько вполне уместных образов среди Старших Арканов Таро Модная Ведьма всё-таки найдётся. Это Маг, Жрица, Иерофант, Колесница, Правосудие, Смерть, Звезда, Мир. Остальные же находятся где-то посередине между остатками хоть какого-то смысла и полным абсурдом. Поэтому предлагаю рассмотрение Козырей закончить и перейти к Младшим Арканам.
Младшие Арканы
С Младшими Арканами, если честно, дела местами обстоят ещё хуже. Во-первых, создаётся впечатление, что в типографии что-то напутали. Иначе, как объяснить откровенные нумерологические «ляпы». Почему на Чётвёрке Кубков за столом сидят пять персонажей, а не четыре? Почему на Тройке Кубков мы видим пару, а на Двойке — трёх животных? Почему на Четвёрке Мётел (Мечей) пять крыс вместо четырёх — случайно нарисовали лишнюю? Все эти мелкие несоответствия лишь добавляют ложку дёгтя к итак не слишком-то «сладкой» колоде.
Если же сравнивать некоторые Арканы, то выходит, что многие повторяют своё значение. Вышеупомянутая Тройка Кубков пересекается с Пятёркой Камней и Семёркой Факелом, а Двойка Камней явно перекликается с Семёркой масти Булав. Неужели нельзя было как-то избежать подобных повторов или же нарисовать на картах какие-то дополнительные детали?
Авторский уход от соблюдения канона мне лично вообще не понятен. Так, например, шестёрки — всегда стабильные числа, они не могут означать разрушение и сдвиг с места какой-то ситуации. Но что мы видим в Таро Юных Ведьм? На Шестёрке Камней девушка летит с обрыва, а на Шестёрке Жезлов сидит в обнажённом виде в какой-то глуши, причём рядом валяется её же собственная рубашка, которую по идее можно взять и надеть, но она предпочитает мёрзнуть, обняв себя руками. Да, конечно, понятно, что это индивидуальное творчество автора, но почему бы тогда не создать колоду оракульного типа, не пытаясь вписать её в рамки структуры Таро? Вот честно, не ожидала от Лауры Туан такой , не побоюсь этого слова, хаотичной и бессмысленной колоды.
Придворные карты
По Придворных картам Таро Модная Ведьма мне тоже есть, что сказать. Вот взгляните, к примеру, на Рыцаря (Луну) и Короля (Испытание) Жезлов. По-моему карты практически идентичны, единственное, что добавилось — это плохие погодные условия на Короле. Неужели нельзя было придумать для Рыцаря какую-то более интересную иллюстрацию?
На некоторые Придворные карты смотреть детям до 16 я бы точно не советовала. Вот, например, Король Камней, выбивающий клеймо высоко под юбкой юной ведьмочки. Или Король Мётел — вы только посмотрите, что вообще происходит на этой карте! И снова, я повторюсь, колода позиционируется как “детско-юношеская». Про «обнажёнку» на многих Арканах я вообще молчу.
Создаётся стойкое впечатление, что на протяжении всей истории, показанной колодой, подростки просто маются дурью, пытаются играть во взрослые игры и совершенно не думают о духовной составляющей языческого ремесла. Это не юные ведьмы и колдуны, это, не побоюсь этого слова, какие-то глупые клоуны. Назвать значение карт Таро Юных Ведьм осмысленным и важным я смогу лишь в случае одной трети колоды. В остальных двух частях подростки просто совершают глупые поступки (например, пробуют мухоморы, как девушка на Семёрке Камней), танцуют, веселятся и совершенно не понимают истинного предназначения викканского ремесла. Видимо, неспроста бытует мнение, что в юном возрасте серьёзно заниматься магией категорически противопоказано — именно это утверждение и демонстрирует нам данная колода.
Особенности толкования карт
Честно говоря, я не представляю, как можно читать эти карты в перевёрнутом виде, если даже прямыми многие из них кажутся откровенно глупыми или не доработанными. В МБК по крайней мере о “перевёртышах» не сказано ни слова.
Для рассмотрения каких вопросов подходит колода?
Я, конечно, не исключаю, что кому-то из вас колода понравится, покажется понятной, и вы сможете успешно с ней работать. Но у меня она впечатления глубокой и серьёзной совсем не вызывает. Я бы сказала, что по ней можно посмотреть какие-то лёгкие, бытовые несерьёзные вопросы, а ещё, возможно, проанализировать поведение собственного ребёнка подросткового возраста. На большее, как мне кажется, эти карты не способны.
Кому подойдут данные карты?
Несмотря на то, что Таро Юных Ведьм позиционируется как «детско-юношеская» колода, я использовать её подросткам всё-таки бы не советовала из-за некоторых весьма откровенных изображений, сомнительных сцен (вроде Аркана Влюблённые, Короля Мётел и Семёрки Камней, на которой девушка пробует на вкус мухомор). Мне кажется, что купить её стоит лишь коллекционерам и тем, кому просто интересно посмотреть на то, как поведёт себя колода в работе, хотя высокой художественной ценности и сильной смысловой нагрузки в этих картах нет. Если же вы ищете серьёзную колоду викканской направленности — лучше посмотрите на Таро Чёрной и Белой Магии или Таро Зелёной Ведьмы — они, по крайней мере, окажутся действительно качественными рабочими инструментами языческой направленности.
Рекомендованная литература для знакомства с колодой
Существует подарочный набор под названием «Модная ведьма», в который входят сами карты и книга на русском языке. Из изданий по Таро Юных Ведьм, продающихся отдельно, могу назвать книгу «Модная Ведьма» Барбары Мур и Дмитрия Невского, а также «Предсказательное Таро Миловидных Ведьм» Виталия Зайченко.