Во время гадания на Таро клиентам я слышу совершенно разные вопросы, и вот примеры нескольких, озвученных во время последних публичных чтений:
– Когда со мной, наконец, полностью рассчитается моя контора?
– Почему Терри не отвечает мне взаимностью?
– Правда ли, что моя дочь собирается подать на развод?
– Неужели Кевин – скрытый гомосексуал?
В том числе спрашивали следующее:
– Как мне научиться побольше откладывать и поменьше тратить?
– Как мне найти более вдохновляющие отношения?
– Как я могу помочь дочери пережить развод?
– Как я могу дать понять Кевину, что мне можно доверять, несмотря ни на что?
Первый список отражает изначальные попытки клиентов сформулировать свой вопрос к Таро. Второй список – это то, что те же самые люди спрашивали через пять минут после начала работы.
Что же изменилось? В течении этих 5 минут мы использовали простые техники акцентуализации, принятия ответственности за перемены и открытости к нетривиальным решениям.
Так зачем же тратить время и силы на пересмотр изначального запроса? Может быть я просто не могу удержаться от соблазна покритиковать своих клиентов, ощущая себя в некотором роде кукловодом, который заставляет своих «кукол» спрашивать только то, что ему угодно?
Вовсе нет. Я стремлюсь к тому, чтобы мои клиенты более эффективно формулировали запрос по одной единственной причине: я хочу, чтобы после сеанса гадания они чувствовали прилив сил и готовность действовать.
Почему стоит помогать клиенту сформулировать вопрос для гадания
По сути, дивинация является попыткой заглянуть в святая святых. (Один мой знакомый описывал это как «молитву с ускоренной обратной связью»). Разве из этого не следует, что общение с Высшими Силами приоткрывает для нас глобальный жизненный план, снабжая при этом конкретной инструкцией к действию? Получив совет карт Таро, разве не должны мы чувствовать себя более уверенными, лучше подготовленными, более умелыми и убеждёнными в том, что двигаемся в наилучшем из возможных направлений?
Я полагаю, что это так. И за все эти годы я убедился в том, что клиенты уходят более воодушевленными, когда на правильную постановку вопроса к Таро тратится как минимум столько же энергии, сколько на последующую интерпретацию выпавших карт. Принцип предельно прост: чем точнее вопрос – тем точнее ответ карт Таро.
Есть и другое мнение по поводу клиентских вопросов к Таро
Некоторые чтецы (букв. от tarot cards reader) воистину являются исключением из концепции оказания помощи клиенту в перефразировании запроса.
Я знаю молодую женщину – очень опытного таролога, работающую с клиентами по всему миру, которая категорически настаивает на том, что гадатель никогда не должен подталкивать клиента к пересмотру вопросов. «Клиент задаёт тот вопрос, с которым он пришёл на прием, а моя задача и моя ответственность – дать на него ответ и обозначить сроки, – говорит она, – те же, кто настаивают на перефразировании изначального вопроса, ведут себя с клиентами недружелюбно. Кто мы такие, чтобы решать, что одни вопросы лучше, чем другие?»
Это, безусловно, одна из позиций, которая имеет место быть! И тем не менее, проведя множество гаданий и потратив годы на усовершенствование процесса, я нахожусь по другую сторону баррикад.
Итак, чем же один вопрос к Таро лучше другого?
И это отличный вопрос!) Я не шучу, вопрос действительно хороший, потому что он конкретный. И служит поводом задать определённые стандарты, по которым будут определяться типы вопросов.
Мой подход к гаданию на Таро заключается в том, чтобы клиент увидел максимальное количество возможностей, поэтому я побуждаю своих клиентов стремиться в будущее, которое является максимально благоприятным из всех возможных. Исходя из этого, «хороший вопрос» изначально избегает плоского восприятия действительности и фатальных Да/Нет формулировок.
Держа в уме данное условие, уже легче сформулировать дальнейшие критерии вопросов.
Какими свойствами должен обладать хороший вопрос к Таро
1. Подталкивает к действию.
Таким образом, предпочтение отдаётся вопросам, начинающимся со слов «Что?» и «Как?» перед вопросами «Почему?» и «Когда?».
Предположим, что мы работаем с клиенткой, которая хочет знать, в чём причина её конфликтных отношений с матерью. Возможно, что вытянув несколько карт мы обнаружили, что в прошлой жизни две женщины были непримиримыми конкурентами в бизнесе. Это великолепная история, однако вряд ли понимание истоков нынешних эмоций избавит нашу клиентку от их проживания – или предложит эффективную стратегию взаимодействия с матерью в этой жизни.
Или представим, что клиент хочет знать, когда же наконец случится столь ожидаемое им повышение на работе, и расклад указывает на срок в 4 месяца. Если клиент проваляет дурака всё это время (ведь повышение ему уже обещано), отразится ли это на результате? А если наоборот, будет работать усерднее, сократит ли это время достижения цели? Следует ли моему клиенту уподобиться листику, плывущему по реке, отказавшись от возможности влиять на события в той или иной мере?
Напротив, вопросы «Что?» и «Как?» настраивают клиента поставить акцент на действия для достижения цели. Запрос «Что мне следует предпринять, чтобы взаимодействовать с матерью более конструктивно?», – подразумевает серию конкретных шагов, которые клиент может сделать для улучшения отношений. «Как я могу ускорить своё продвижение по карьерной лестнице?» – такой подход позволяет клиенту выбрать активную позицию по формированию собственного будущего.
Для того чтобы поощрить моих клиентов к задаванию правильных вопросов картам Таро, я даже поставил на своём рабочем столе вот такую табличку: «Шаг 1. Задайте вопрос, начинающийся со слов «Что мне следует предпринять, чтобы…» или «Каким образом я могу …». В итоге мои клиенты настраиваются на конструктивный лад ещё до того как они сели в клиентское кресло!
2. Внедряет понятие личной ответственности.
Сделать это достаточно просто – убедитесь в том, что клиент использует «Я»-сообщения!
Некоторые мои клиенты думают, что карты Таро являются метафизическим аналогом тех самых беспроводных шпионских микро-видеокамер, рекламируемых в интернете.
– Обманывает ли меня Клара?
– Что на самом деле Мэнни ко мне чувствует?
– Чем на самом деле Рико занимался в эти выходные?
На подобные вопросы я обычно отвечаю: «Эй! Я читаю карты Таро, а не веду деятельность частного детектива». Вместо того, чтобы превращать сеанс в очередной эпизод сериала «Теория лжи», я подталкиваю таких клиентов к перефразированию запроса с точки зрения личной ответственности: «Как мне перестать волноваться из-за возможной неверности моего партнера?», «Как мне убедить Мэнни показать свои истинные чувства?», «Как мне максимально эффективно справиться с тревожностью по поводу загадочного поведения Рико?»
Другой тип клиентов, возможно в попытке избежать чувства вины, проецирует свои задачи на других людей.
— Почему Роберт постоянно саботирует наши отношения?
— Почему моя жена постоянно устраивает разборки именно накануне семейного отдыха?
— Что не так с этим Барри, в конце-то концов?
Я напоминаю таким клиентам, что единственный человек, чьи отношения и поступки мы можем контролировать – это мы сами. Вместо того, чтобы зацикливаться на другом человеке, давайте рассмотрим ситуацию с позиции того, за что отвечаем мы сами. «О чём свидетельствует постоянное напряжение в наших отношениях с Робертом?», «Что я могу сделать, чтобы семейный отпуск проходил в более здоровой, счастливой и гармоничной обстановке?», «Как мне дать понять Барри, что я на его стороне?»
Когда клиенты задают вопросы, ориентированные на других, я говорю следующее: «Если в вашем запросе присутствует местоимение «Я» – это даёт вам возможность большего контроля над ситуацией. Как вы можете перефразировать свой первоначальный запрос, добавив в него местоимение «Я»?
3. Помогает рассмотреть альтернативные варианты развития событий.
Клиенты так часто концентрируются на какой-то одной цели, что просто не замечают других вариантов и возможных итогов. Таким образом, для гадания они формулируют вопросы, изначально отсекая все иные варианты и возможности:
– Когда Джефф предложит мне выйти замуж? (Возможно, что он этого вообще не сделает).
– Как я могу получить работу в издательстве Speedy Print? (Стремление заполучить именно эту конкретную должность блокирует другие предложения, возможно с большей зарплатой или более соответствующие целям самореализации).
– Что мне купить Шэрон на день рождения? (Возможно Шэрон намного больше бы порадовалась подарку, сделанному своими руками!)
Как таролог, я выслушиваю все эти пожелания и предлагаю альтернативы. Для того, чтобы это сделать, я вовлекаю своих клиентов в диалог по поводу целей, которые они преследуют. «В какой мере вы можете быть счастливы с Джеффом без заключения брака?», «Каким образом работа в Speedy Print продвинет вас на пути вашего индивидуального развития?», «Что для вас более важно – быстрая покупка или возможность порадовать Шэрон?»
Хотите другой вариант исследования альтернатив? Попробуйте метод «карт- вариантов». Выкладывая карты Таро, добавьте три карты-опции, представляющие собой альтернативы, которые клиент имеет тенденцию игнорировать. Работа с картами вариантов предлагает новые направления движения, помогает прояснить цели и стимулирует озарения при помощи одного простого вопроса: «А что если попробовать вот этот вариант?»
4. Выполняет консультативную, а не контролирующую функцию.
Правильная постановка целей является краеугольным камнем моего вдохновляющего подхода к работе с клиентом. Потому что когда цели выбраны неверно (являются эгоистичными или вредят нашему росту и развитию), они продвинут нас куда угодно, но явно не туда, куда мы изначально намеревались попасть.
Когда клиент задаёт вопрос из серии: «Как мне получить то, что я хочу?», очень ресурсным может быть выяснение того, как достижение этой конкретной цели вписывается в долговременные планы клиента по достижению личного счастья.
Сделать это можно следующими тактичными способами:
- если вам и вашему клиенту подходит такой вариант, начните сеанс с молитвы или обращения к Высшим Силам, поскольку это меняет отношение к процессу гадания в сторону проницательного внимательного подхода к изучению максимально благоприятных вариантов будущего;
- если ваш клиент рассматривает процесс дивинации как попытку прикоснуться к Божественному, попросите клиента обозначить свою цель в свете его или её глобального жизненного плана развития (вы даже можете вытянуть отдельную карту для комментария Высших Сил по поводу озвученного клиентом плана);
- спросите вашего клиента, готов ли он вытянуть карты-рекомендации от Мироздания, предназначенные для ответа на вопросы вроде: «Как лучше всего поступить в данной ситуации?» или «Какое решение будет максимально бескорыстным?» в дополнение к картам основного расклада.
Подобные гадания призывают к более вдумчивому подходу к жизни, а также являются прекрасной возможностью рассмотреть предлагаемые альтернативы с более высоких благородных позиций. Если вы разделяете мою убеждённость в том, что максимальное вдохновение мы получаем, максимально следуя нашему уникальному личному Пути, то вы вполне можете предлагать клиентам рассмотренные мной стратегии формулировки запроса для гадания.
Глобальный вопрос: Что делать дальше?
В конечном счёте, вы сами определяете, в какой мере вы хотите помочь клиенту сформулировать свой запрос. Если вы чувствуете, что лучше оставить вопрос неизменным – делайте так, как вам кажется правильным!
Однако моя интуиция таролога не только даёт мне прозрение через карты, но также работает через другие инструменты выбора – в частности через то, какие вопросы позволяют получить от Таро максимально точные ответы.
Когда я гадаю другим людям, я чувствую необходимость использовать все доступные мне инструменты помощи клиенту. Побуждая к действию, возвращая личную ответственность, рассматривая альтернативные пути и выполняя консультирующую функцию, я, таким образом, становлюсь активным участником процессов, преобразующих жизнь моих клиентов к лучшему.
Для меня это означает делиться моей интуицией, моим знанием карт Таро и их потенциальных значений, и моей верой (сформированной годами практической деятельности) в трансформирующую силу вдохновляющих вопросов.