Томберг: дань уважения человеку, внесшему вклад в развитие современного Таро. Часть(1)

Данная статья не в коем случае не является анализом творчества Валентина Томберга. Цель, которую я преследую — оказать внимание и уважение человеку, внесшему значительный вклад в современную Арканологию.

За границей Валентин Томберг более известен, чем в России. Там ему посвящено множество статей и книг, есть информация и дискуссии касательно его учения на сайтах по эзотерике, антропософии и христианской теологии. Да, Томберг – фигура неоднозначная – у него есть последователи, которых именуют томбергианцами, но есть и противники.

На русском языке кроме «Медитаций» самого Томберга есть еще две переводные книги, посвященные философу – это сборник статей «Трагедия Валентина Томберга. Антропософия или иезуитизм» в авторстве последователей Рудольфа Штайнера – Сергея Прокофьева и Кристиана Лазаридеса и отдельно изданная статья Сергея Прокофьева под названием «Трагедия В. Томберга. Ответ его последователям».

Главная претензия антропософов к учению Валентина Томберга, которое несколько раз кардинально изменялось в течении его жизни – это стремление Томберга подчинить эзотерическое христианство (Антропософию) иерархии и догматике Римско-католической церкви. В. Томберга часто обвиняют в приверженности иезуитам, цель которых можно сформулировать таким образом: «ничто христианское не должно быть за пределами Католической церкви».

Я обратил внимание, что в разных источниках даты и факты жизни Валентина Томберга расходятся. Здесь я предлагаю вашему вниманию мой вольный перевод англоязычной страницы Википедии, посвященной В. Томбергу, плюс информацию, представленную в приложении к книге «Трагедия Валентина Томберга».

Жирным курсивом я выделю информацию, взятую из книги Сергея Прокофьева.
Некоторые факты жизни будут повторяться, но с разными датами.

Жизнь Томберга по годам

ban2

Валентин Арнольдович Томберг родился 11 (12) марта 1900 г. (27 февраля по старому стилю) в Санкт-Петербурге. Его родители были лютеранами, мать была русской, отец — эстонцем немецкого происхождения (латыш). Отец был чиновником Царского правительства.

Еще подростком (1915-16 гг.), Томберг начал увлекаться теософией, проявил интерес к православию. В 1917 профессор Г. О. Мёбес познакомил Валентина Томберга с герметическим мартинизмом. Тогда же он вступил в Теософское общество и начал изучать работы Рудольфа Штайнера.

1917-1919 гг. – период изучения истории и философии, вероятно в Санкт-Петербургском университете.

1920 г. – знакомство с учениками оккультиста Г.О. Мёбеса, посещение их кружка.

В 1920 Томберг со своей семьей бежал из Санкт-Петербурга в Ревель (Таллин). Там, ища свою мать, которая ушла гулять с собакой, он обнаружил ее мертвой, привязанной к дереву — ее расстреляли революционеры.

Томберг работал медбратом в больнице, в аптеке, на ферме и в Центральном Почтовом отделении Таллина.

С 1920 г. в Тартуском университете он изучал новые и старые языки, сравнительное религиоведение.

После 1920 Томберг в первый раз женился. Жену звали Елена.

1924 г. – работа в почтовом ведомстве в Таллине.

В 1925 Томберг вступил во всемирное Антропософское общество Рудольфа Штайнера совместно с Еленой Томберг.

1927 – поступление в Свободную высшую школу духовной науки вместе с Еленой Томберг.

1925-1930 гг. – путешествия в Финляндию, Германию, Францию.

1929, август – первое посещение Дорнаха (Швейцария).

1930, август – второе посещение Дорнаха в связи с русской конференцией.

1931 или 1932 г. – третье посещение Дорнаха.

В начале 30-х годов Валентин Томберг печатается в разных антропософских журналах, читает лекции – из-за своих своеобразных взглядов становится неоднозначной фигурой в антропософских кругах.

1932 г. – развод с Еленой Томберг.

25 сентября 1932 г. Валентин Томберг становится генеральным секретарем Эстонского антропософского общества.

27 февраля 1933 г. – женитьба на Марии Белоцветовой (первой жене Н. Белоцветова), урожденной Лейтнеккер-Демской де Монфор польской католичке.

31 августа 1933 г. – рождение сына Алекса в Ревеле.

1933-1939 гг. – антропософские сочинения и доклады.

1937 г. – поездка в Голландию: Гаага, Роттердам, Амстердам. Выступления с докладами.

1938 г. – переезд в Голландию, в город Роттердам.

В результате его разногласий с коллегами-антропософами в 1938 семья Томбергов была приглашена в Амстердам.

1937, 1938 гг. – поездки в Англию и выступления там с докладами.

4 октября 1938 г. – выход из Всемирного антропософского общества совместно с Марией Томберг.

В 1940 Томберга попросили покинуть Голландское антропософское общество из-за чрезмерной спорности его взглядов.

1940-1944 гг. – проживание в Амстердаме и Бонне. Изучение права в Кельне у профессора Эрнста фон Хиппеля, который стал его другом; поездка в Штутгарт.

Во время второй мировой войны В. Томберг участвовал в голландском антифашистском сопротивлении – он прятал летчиков и парашютистов союзных войск.

1942 или 1943 г. – визиты к Эмилю Боку в Штутгарте.

Валентин Томберг и его российский друг, поэт-философ Николай Белоцветов обратились к лидеру Общины Христиан, Эмилю Боку с предложением о создании нового ритуала посвященного Софии. Им было отказано. Тогда Томберг обратился к Русской православной церкви в Нидерландах, но вскоре после того уехал, поскольку ее руководители, как оказалось, симпатизировали национал-социалистам (т.е., нацистам).

1943 (возможно, с 1941 г.) – Томберг – прихожанин православной церкви в Амстердаме.

1944-1948 гг. – проживание в Мюльхайме (Германия), чтение лекций в Высшей народной школе (совместно с Белоцветовым).

1945 г. – Томберг интернирован в лагеря для «перемещенных лиц» в Голландии, там – встречи с разными католическими священниками. Пребывание в монастыре Бейрон, после этого – обращение в католицизм. Его примеру последовали Э. фон Хиппель, Н. Белоцветов со своей второй женой Аней и др. Его жена Мария уже была католичкой.

1946 г. – диссертация под научным руководством Э. фон Хиппеля на тему «Дегенерация и регенерация в правоведении» в университете Кельна.

1947 – «Основы народного права как право для человечества».

Вскоре после войны он участвовал в основании колледжа в Рурской области.

В 1948 Томберг переехал в Англию, где в период холодной войны с Советским Союзом он работал переводчиком на радиостанции BBC (до 1960 г.).

1960-1967 гг. — работа над рукописями его главной книги о Таро, написанной на французском языке.

ban3

Голландский или немецкий грубый перевод рукописей «Arcanes majeurs du Tarot Méditations sur les 22» был распространен в Нидерландах против воли Валентина Томберга за год до его смерти, а официально книга была издана в 1984.

1967-1972 гг. – работа над сочинениями, позже составившими книгу «Лазарь, гряди вон!»

1972 г. – выход первого издания книги о Таро в немецком переводе Гертруды фон Хиппель в издательстве Anton Hain Verlag, Meisenheim.

24 февраля 1973 г. Валентин Томберг умер во время отдыха на Майорке. Две недели спустя умерла Мария Томберг — его жена и соратник.

1980 – выход книги о Таро в оригинале – на французском языке – в Париже.

1985 г. – выход в свет оставшихся при жизни не изданными сочинений, объединенных в книгу под названием «Лазарь, гряди вон!», в издательстве Herder Verlag, Basel.

Ниже перечислены основные работы Томберга, которые были изданы посмертно

  • Lazarus, komm heraus: vier Schriften (Come Forth, Lazarus), исследование христианского мистицизма, написано на немецком языке и издано в 1985, ISBN 3-906371-08-5. Translated as Covenant of the Heart and published in English in 1992. Also published as Lazarus, come forth! Meditations of a Christian esotericist on the mysteries of the raising of Lazarus, the Ten Commandments, the Three Kingdoms, and the Breath of Life. ISBN 1-58420-040-5.
  • Méditations sur les 22 arcanes majeurs du Tarot (a study of the Tarot of Marseilles) published anonymously in French in 1984 (with a foreword by a Catholic theologian and priest Hans Urs von Balthasar), and in English as Meditations on the Tarot in 1985. ISBN 1-58542-161-8.
  • Christ and Sophia: anthroposophic meditations on the Old Testament, New Testament, and apocalypse, Great Barrington, MA: SteinerBooks, 2006. ISBN 0-88010-565-8.
  • Degeneration und Regeneration der Rechtswissenschaft, Bonn: Bouvier, 1974 [German]. ISBN 3-416-01032-9.
  • Le Mat itinérant. L’amour et ses symboles. Une méditation chrétienne sur le Tarot. Edition établi et présentée par Friederike Migneco et Volker Zotz. Luxembourg: Kairos Edition 2007[French with German translation] ISBN 978-2-9599829-5-8.

image003

Рисунок 1 Направления учения В. Томберга

Сергей Прокофьев указывает следующие направления учения В. Томберга: антропософия, католицизм, Герметизм и New Age.

Рисунки, которые следуют ниже – это небольшой ликбез из Википедии по соответствующим традициям.

image004

Рисунок 2 Направления учения В. Томберга. Антропософия

image006

Рисунок 3 Направления учения В. Томберга. Католицизм и Иезуитизм

image007

Рисунок 4 Направления учения В. Томберга. Герметизм

image005

Рисунок 5 Направления учения В. Томберга. Течения New Age

P.S. Вторая часть статьи выйдет в следующую среду. Пока Вы ждете, напишите в комментариях: Знакомы ли Вы с творчеством В. Томберга?

Сергей Савченко

Искренне ваш, Сергей Савченко, Русская Школа Таро

Статьи по Теме

Back to top button