Таро как инструмент для работы с образами в психологическом консультировании
Говоря о психологической работе с символами, мы не можем обойти стороной тему медитации (от лат. meditatio — размышление) и метода активного воображения, или визуализации.
Медитация подразумевает концентрацию на достижении определённых состояний тела и ума. Её трансовая природа, смещающая фокус внимания вовнутрь, может служить хорошей платформой для работы с воображением.
Активное воображение и визуализация позволяют дополнить консультационный процесс практической исцеляющей интервенцией.
Метод Активного Воображения
В психологии, особенно в аналитической парадигме, большое внимание уделяется работе с символом. Метод Активного Воображения, введённый в практику Карлом Юнгом, не аутентичный по сути (аналогии встречаются в древних шаманских и алхимических ритуалах), однако инновационный для своего времени, позволил психотерапии сделать серьёзный шаг в сторону понимания взаимосвязи сознательных и бессознательных процессов и терапевтических возможностей их взаимодействия и интеграции. Юнг считал Активное Воображение наиболее прямым путём к бессознательному.
Воображаемые образы представляют из себя символы, и они символизируют содержимое нашего бессознательного, глубоко сидящее внутри части нашего «я».
Или, как сказал в своей поистине поэтической формулировке Эрих Нойман: «Символические образы бессознательного — это творящий источник человеческого духа во всех его проявлениях… И поскольку процесс формирования бессознательным символов является источником человеческого духа, то язык, история которого практически идентична зарождению и развитию человеческого сознания, всегда начинается как язык символов».
И любой из символов и сценариев, порождаемый воображением, является рассказом человека о себе, даёт более глубокое понимание себя и своих внутренних процессов.
Метафорические ассоциативные карты
Закономерным развитием работы с символом стало появление метафорических ассоциативных карт, как помогающего стимульного материала для проективной работы, с помощью которого можно направить клиента к откровенному разговору о себе и своих проблемах. Вынося разнообразные символьные конгломераты на внешние носители, создатели метафорических карт объединяют и структурируют картины окружающего мира, исходя из задуманной направленности (эмоции, природа, род занятий и т. д.). Иногда это творческая, авторская прорисовка, иногда тематический фото- или художественный «коллаж» из уже имеющихся картин и изображений.
Так или иначе, попадая в пространство символов, мы невольно резонируем с ними, переживая внутри себя некие состояния, что включаются этими пакетами информации и могут распознаваться в спектре мыслей, чувств или телесных ощущений. В силу того, что психологический подход изначально призван помочь разобраться с их разнообразием, признать наличие и интегрировать в опыт личности, техники и приёмы работы с такими картами, основанные на визуальной медитации, развивающие способность концентрироваться, уходить в глубины себя, открывающие доступ к бессознательному, прекрасно дополняет сеанс психологического консультирования.
Медитации на Таро
И в этом месте хочется сказать несколько слов о несправедливо обойдённом, значительно более древнем, инструменте, имеющем сходные, а то и гораздо превосходящие возможности контакта с глубинным бессознательным ― о Таро.
Стефан Хёллер в своей книге «Медитации на Таро», отмечает, что человек состоит из двух измерений. Первое, внешнее, состоит из аспектов, явленными нашими чувствами, отражёнными нашими чувствами, оценёнными нашим мышлением и предугаданных нашей интуицией. Этот внешний, постижимый, действительный мир, внешнее я, в таро изображается пятьюдесятью картами младших арканов. Второе же, «внутреннее царство», с точки зрения юнгианской психологии, являющееся обителью архетипов коллективного бессознательного, обозначено двадцатью двумя символическими картами старших арканов.
И вместе они «составляют полное, свободное, и неразделенное символическое представление из макрокосмической и микрокосмической действительности» человека.
При визуальном контакте с картами Таро человеческий разум попадает не просто в пространство символов, а в пространство символов, подчинённых определённой, концентрированной, базовой архетипической структуре, в которую тесно вплетено как поле древнего коллективного мифа, так и архетипический опыт человечества по проживанию универсальных ситуаций или моделей поведения. Даже представление о четырёх ведущих функциях психики человека (интуиция, ощущения, мышление и чувства) коррелирует с четырёхчастной структурой «минорных» арканов, привязанной к природным стихиям (огонь, воздух, вода, земля).
Роза Гвейн в своей книге «Обретение себя через Таро», например, предлагает соотносить мыслительную функцию с характеристиками масти Мечей (Воздух), чувствующую ― с характеристиками Жезлов (Огонь), интуитивную ― с мастью Кубков (Вода), и, ощущающую с Пентаклями (Земля).
И, действительно, обращаясь к описанию проявления, например, ощущающей функции в человеке у Юнга мы, можем увидеть, что такие, характеристики, как предпочтение ощущению перед интуицией, выбор конкретных, реальных, действительно структурированных, осязаемых здесь и сейчас, нетерпимость к теории и абстракции, тщательное мышление, внимание к деталям в ущерб восприятия картины в целом, вполне совпадают с монументальной материалистичностью описания «земляного» первоэлемента в Таро.
Таким образом, в лице Таро мы получаем в руки прекрасный инструмент для всестороннего самопознания и профессиональной психологической работы.
Таро — прекрасный инструмент для самопознания и психологической работы
Вместе с тем, эти же их особенности вносят дополнительные коррективы в работу психолога. Принимая во внимание основные алгоритмы и принципы применения приёмов работы из метода Активного Воображения и подходов при использовании стимульного метафорического материала, необходимо учитывать, как возможно более интенсивное воздействие образов из колод Таро, так и их специфическую структуру. Так, например, XIII (Смерть), XV (Дьявол), XVI (Башня), и некоторые другие Старшие Арканы классических колод могут вызывать сильные негативные переживания и внутренние конфликты, в том числе через религиозный контекст, и противоречить принципам создания экологичного и безопасного терапевтического пространства. Это стоит особенно учитывать при работе с психологическими травмами и подбирать колоды с более мягким метафорическим языком. Огромное разнообразие колод Таро вполне позволяет это сделать.
Способы взаимодействия с Арканами Таро
Контакт с образами арканов может происходить в их целостной метафоре, или фрагментарно, через прочтение, «проживание», отдельного глифа-символа. И тогда расщеплённость восприятия того или иного, графически изображённого, архетипа преодолевается последовательно, от символа к символу, через применение различных, способствующих интеграции, приёмов. Это могут быть диалог, работа по трансформации в воображении или с фиксацией на отдельном рисунке, либо через движение и танец, преодоление, примирение и т. д. ― любое интуитивное, исцеляющее внутренний конфликт, взаимодействие, которое приводит к полному контакту с Архетипом, с пространством Аркана.
Работа с символами Таро, как и с символами, приходящими через активное воображение, не самоцель, а лишь возможность вывести на уровень сознания то, что является иррациональным и непроизвольным. До тех пор, пока эти элементы остаются в бессознательном, они берут на себя невидимые рычаги управления мыслями, поступками, судьбой. Так же и архетипы, оставаясь скрытыми, пока они не узнаны и не осознаны, несут сильный заряд энергии, которому личности трудно сопротивляться, они подчиняют себе мысли и волю. Символы раздвигают границы и расширяют сферу сознания, а «проработанные» в контексте определённого архетипа, помогают преодолеть его тайную, неосознаваемую власть. Особенное мужество требуется от личности, когда ей приходится выйти на встречу со своим теневым материалом. Но и награда в виде эмоционального, а порой и телесного, на уровне здоровья, освобождения ― поистине велика.
Проводник по Архетипам Таро
Консультант, а в данном случае, проводник по Архетипам Таро, во всех случаях выступает лишь как недерективный сопровождающий процессы клиента посредник, имеющий в своём распоряжении необходимый профессиональный арсенал подходов и приёмов психологической работы с внутренним пространством личности. Разумеется, к требованиям его компетенций добавляется необходимость иметь представление о содержании и структуре системы Таро, желательно в самом широком ― культурно-историческом и философском ― диапазоне.
Надо помнить, что, обращаясь к архетипам, представленным в колодах Таро, каждый имеет возможность выходить не только на уровень непосредственной метафоры, представленной творчеством их создателей, но и соприкоснуться с собственным, глубинным восприятием этих «первообразов», этих потенциалов личностного развития и роста. Этот контакт может быть ошеломительным, выходящим за рамки обыденного, и по этой причине, возможно, не очень комфортным, однако при грамотном, бережном и ненасильственном обращении со своими и чужими процессами, в долгосрочной перспективе он приводит к конструктивным изменениям, помогая преодолевать межличностные, внутриличностные и экзистенциальные конфликты.
Это становится возможным благодаря последовательной структуре системы Таро, неведомые создатели которой постарались охватить все уровни человеческого бытия, двигаясь от изображения простой будничной событийности к сложным трансперсональным парадигмам и зашифровывая всё это через универсальный для всего человечества язык символов.
При взаимодействии с арканами Таро, можно не только получить исцеление, пройдя через трансформацию символов, но и прожить свой собственный потенциал, свои личности, свои «жизни» на символическом уровне – на уровне воображения и различных эмоциональных состояний. Нам остаётся в полной мере оценить всю величественность, деликатность, а порой и судьбоносность, момента этой встречи с таким разным самим собой.