Алхимия колоды миражей
Алхимия ― (англ. Alchemy, араб. الكيمياء (’al-khīmiyā’), греч. χυμεία — «флюид», χυμος — «сок», χυμενσιζ — «литьё») — это наука о смешивании различных химических элементов и о превращении одних элементов в другие.
В трудах алхимиков большое внимание уделялось не только составу и структуре смешиваемых веществ, но и состоянию духа практикующего, в котором должно было эти манипуляции совершать, приводя их к желаемой трансформации. Глубинное понимание связи всего со всем, наивное, на взгляд современников, одушевление веществ и поэтизация процесса, до сих пор притягивают к себе внимание исследователей этого научного и культурного феномена, в попытках разгадать истинный смысл загадочных алхимических аллегорий и метафор.
С тарологической парадигмой алхимиков роднит игра символов, попытка выразить большое содержание малой формой, и различение смыслов, достигаемое различным смещением их «составляющих». Арканы Таро, к тому же, несут не только информацию, они сами «ввергают» в состояние, передавая всю палитру смыслов, и тот эмоциональный заряд, что присущ каждому из представленных в них архетипов. И каждый из создающих колоды Таро творцов-«алхимиков», наполняет их своими специфическими «ингредиентами»-образами, видением, пониманием, деталями и сквозным развитием сюжета.
Бывает, что в колодах Таро алхимические концепции находят своё отражение совершенно буквально, и тогда создаются колоды с соответствующими названиями и символическим рядом ― например, «Алхимическое Таро» Р. Плейса или «Таро Алхимиков» Ж. Бошара. Но, бывает и так, что колода наполняется «алхимическим» духом словно сама по себе, без явно выраженной воли её создателей. И тогда мы получаем в руки глубокий и тонкий, «психологический» инструмент, позволяющий «смешивать» и проживать, пропускать через свой опыт, на уровне ощущений в теле, игры палитрой чувств, самые разнообразные состояния.
Так становится возможной алхимическая игра в личностную трансформацию. Для меня ярким представителем таких колод стала, например, колода Стефани Пуй-Мун Лоу ― «Таро Долины Миражей».
Особенности колоды
В моей коллекции помогающего практика есть несколько колод, подходящих, по своему образному ряду и содержанию, под определение колод «трансформирующих», используемых мной в длительных тематических программах цикла «Психология и Таро» ― каждая из них по-своему сильна и эффективна в своей области. Но лишь эта колода, на мой взгляд, обладает неуловимым духом средневековых романтиков-искателей, что пускались ради обретения «философского камня» в длительное путешествие по тем «долинам миражей», которые представляла собой наука и представление о мире тех времён.
Не имея электричества и микроскопов, силой интуиции, эксперимента и высшего наития прокладывали они свой тернистый путь ― шли по зыбкому болоту неопределённости и отсутствия готовых ответов через надежду и веру.
Полупрозрачные, акварельные, словно колышущиеся в тумане грёз, образы колоды «Долина Миражей», будто ускользающая от понимания тайна, завеса, пелена, отодвигая которую, слой за слоем, видишь лишь новую неопределённость, смысл которой каждый сам волен придать.
Вместе с тем, изображения полны движения и экспрессии, в них есть свои собственные воля и призыв их загадки разгадывать и постигать. Это сочетание простора для воображения, наполненных мельчайшими деталями изображений, динамика, и убедительный, мотивирующий к постижению, символизм создают невероятный эффект присутствия, нет, не тебя в аркане, а аркана в тебе ― транслируют и передают разнообразные оттенки психоэмоциональных состояний.
Ещё одной особенностью колоды является её явная «женственность» ― ключевыми фигурами, за редким исключением, являются женские образы, а имеющиеся мужские, скорее намекают на их «мужскую» часть, чем являются противоположными по полу фигурами. За весь этот комплекс, так удачно совпадающих характеристик, колода была выбрана мной для работы с женскими темами, для поиска отмыкающих их «женских» ключей.
Интересным эффектом, стало то, что колода словно сама за собой повела. Вся программа создавалась интуитивно, «по наитию», с надеждой на дальнейшее понимание и верой в сиюминутную правильность. И всё это что-то из уже вышесказанного напоминает, не правда ли? Алхимический принцип познания заявил о себе с первых шагов. И далее, шаг за шагом, от аркана к аркану, мы погружаемся в те состояния, проходя те стадии, на эмоциональном и психофизическом уровне, ― нигредо, альбедо, рубедо – подготовки, переплавки и кристаллизации нового, что приведут к дальнейшей устойчивой трансформации. К. Г. Юнг интерпретировал этот процесс в категориях архетипических схем; так, нигредо соответствует Тени, альбедо соотносится с Анимой и Анимусом; а рубедо является архетипом Самости. Конечно, об этом можно говорить при рассмотрении любой из колод Таро. «Долина Миражей» выделяется нюансами своего изобразительно ряда, которые усиливают воздействие.
Невероятно соблазнительно и очень хочется рассказать о всех состояниях и Арканах, однако формат статьи не позволяет этого, поэтому остановимся лишь на некоторых из них ― если и не наиболее важных, то, несомненно, ключевых.
Метафоры Шута
Любое движение к психологической трансформация начинается с признания наличия проблемы и готовности шагнуть в неизвестное, в неизведанное понимание и ощущение себя. И этот шаг мы начинаем с нулевого Аркана, с Дурака, с Шута.
Сопроводительный комментарий к Аркану от создательницы колоды начинается с красивой метафоры: «Всё начинается с шёпота. Завораживающая песня ― призывный, повторяющийся мотив ― беззвучно течёт через её дни и мысли: «Иди… иди…иди…» «Куда?» ― спрашивает она с любопытством, но ответа не слышит. Она игнорирует зов ― и в один прекрасный день ставшая уже привычной шепчущая песнь неожиданно взрывается и заполняет её до краёв, не оставляя места для сомнений. «куда мне идти?» ― спрашивает она снова, и на этот раз постоянный ритм её сердца становится ответом.
Она проделала долгий путь, чтобы добраться до этой вершины на краю мира, ― и всё же её путешествие начинается только сейчас. Она инстинктивно чувствует это и приподнимается на цыпочки, оказавшись в объятиях ветра, за мгновение до того, как сделает шаг. Сердце в её груди стучит лихорадочно, словно сотня трепещущих крыльев, пытаясь вырваться из тесной клетки бытия, ― пока, наконец, она не чувствует, что должна позволить крыльям прорасти на её плечах ― и скользить вперёд, преображённой. «Подожди! Не надо! ― плачет тоненький голосок внутри. ― Подожди! Остановись! Назад!» Не обращая внимания, она делает шаг вперёд ― и…» В этом фрагменте хорошо описана вся драма первого шага и его притягательность ― сознательно перестать опираться на свой опыт, отдаться тем процессам, что происходят внутри и разворачиваются вокруг, выйти за комфорт привычного, снять важность контроля, решиться убрать незыблемость своих представлений о себе, о своём месте и роли в той или иной ситуации. Отдаться силе неизведанного, довериться ей привести куда-то, научить чему-то. На карте Шута колоды обыгран традиционный сюжет ― человек, в данном случае девушка, на краю пропасти. Отличие в наблюдающем за ней существе и прочих деталях. Наблюдает за ней огненно-рыжий лис, а стоит девушка не просто на скале, а на постаменте, поддерживают который, на трёх уровнях, три обезьяны, держащие в лапах жёлтую бабочку, красную розу, алое сердце, их хвосты закручены в спирали, между ними летают пчелы, а у основания мы видим небольшой яркий «солнечный» шар. Девушка-«шут» не несёт за плечами никакого узелка, в котором лежал бы прошлый, или поместился бы будущий, опыт ― руки её свободно раскинуты навстречу ветру, а поддерживает её сзади за алые ленты, обвитые вокруг груди и талии стая белых птиц. Даже беглый ассоциативный ряд, рождающийся при взгляде на эту картину, даёт нам понять, что речь идёт не просто о падении в неизвестное, а о некоей подготовке к какому-то процессу, о глубокой сакральности наблюдаемого момента.
И действительно, обезьяны, это не только символ «пустозвонства», озорства, вороватости и плутовства, традиционный для западной культуры. В древнем Египте известна связь обезьян с солнцем: их крик на рассвете толковался как почитание и молитва к богу. Восход солнца при этом служит символом сотворение мира. Не к этому ли здесь этот маленький «огненный» шар? Три же известные мистические обезьяны Японии («не вижу дурного, не слышу дурного, не говорю о дурном») символизирует сознательный отказ от дурных поступков и мудрую осторожность. У ацтеков обезьяна считалась богом игры и танца, и рождённые под этим знаком должны были стать шутами, скоморохами, танцорами или певцами. В Древней Мексике обезьяна имеет символическую связь с ветром.
Бабочка во многих культурах символизирует способность к превращениям и красоту, цикличности и бессмертия (возрождения) жизни. Или, по словам Э. Эппли: «Чудо переходящих одно в другое состояний, это чудо превращения вялой гусеницы, тупой куколки, в нежно-прекрасную бабочку, глубоко трогало человека, стало для него подобием собственных душевных превращений, подарило ему надежду на то, что когда-нибудь он оторвётся от земли и поднимется в озаренные светом сферы вечности.» Она же ― одна из форм Психеи ― в древнегреческой мифологии олицетворение дыхания, души.
Роза ― популярный и сложный цветочный символ. Она символизирует и красоту, и нежность, и страсть. Но, помимо всего прочего, роза символизирует молчание и тайну: всё, что говорится sub rosa (буквально: «под розой»), не подлежит разглашению. В древнеримском мифе Купидон прекратил слухи о неверности Венеры, подкупив бога тишины розой. В алхимии роза ― это мудрость, а rosarium ― это «работа». Это и символ возрождения духовного после смерти тленного. «Розовый сад» — символ рая и место мистического брака, единения противоположностей.
Сердце — это символический источник переживаний: любви, сострадания, отзывчивости, радости или горя; но также источник душевного просветления, истины и интеллекта. Сердце на ладони ― символ доверия, внутренняя жизнь человека, открытая всем. В алхимии сердце связано с солнцем. К тому же, символизирует состояние духовного поиска и роста, «безупречности», так необходимые алхимику для его деятельности, на его пути.
Белая птица, голубь ― символ связи Неба и Земли, чистая душа, божественный вестник, жизненный дух. В алхимии белый голубь — символ процесса альбификации (отбеливания, побеления, осветления) первоматерии, превращающейся в философский камень: «черный ворон становится белым голубем».
Пчела тоже сложный, смешанный символ и может отображать в себе как изобилие, плодородие и трудолюбие, так и чистоту, связь между мирами, плодовитость, перерождение, а пчелиный рой ― атрибут аллегории надежды.
Лис ― хитрец, плут, трюкач. Но он же умница и мудрый наставник.
Таким образом, взаимодействие с нулевым арканом этой колоды настраивает нас на открытость и доверие к процессу, на чистоту восприятия, на снижение уровня критичности по отношению к себе, на принятие себя ― то есть приводит в согласие с собой. И это первое из базовых состояний, которое транслирует и которого позволяет достичь нам эта колода. В герметической (алхимической) традиции это назвали бы встать на путь безупречности, «путь сердца».
Трансформация Мага
В силу не меньшей значимости для дальнейшего процесса преображения, позволим себе подробнее остановиться ещё на одном аркане ― Маг.
Здесь мы можем наблюдать первую интересную метаморфозу ― девушка-шут превращается в юношу-мага. В целом, в этом нет ничего особенного, и такой ход традиционен для большинства колод Таро. За исключением тех, где принципиально изображаются персонажи только женского или только мужского пола. Особенностью «Таро Долины Миражей», как отмечалось ранее, является лишь деликатность в изображении гендерного перехода, без подчеркнутого противопоставления. Например, Император в колоде узкоплеч и довольно женственен, составляет Императрице не противовес, а скорее «половинку целого», сущностную пару, Иерофант же и вовсе, изображён в виде дерева.
Юный Маг сидит, а вернее сказать, балансирует на пальцах стоп, расправив за спиной черно-белые крылья. И четыре символа четырёх стихий ― фонарь с огнём, раковина, ветка дерева и перо ― висят на них, располагаясь так, чтобы способствовать балансу. Он балансирует, также, находясь на скале, лишь повёрнут в другую сторону, и скала уже похожа на камень, хотя и словно подпирается снизу некоторым количеством странных маленьких существ. Возможно, это феи. Всем своим визуальным рядом этот Аркан подсказывает нам второе базовое состояние ― состояние баланса.
Здесь также можно увидеть цветы ― жёлтые и красные розы, добавились лилии. Золотой энергетический шар изменил свой цвет и превратился в светящийся зелёный. В дальнейшем крылья (с различной интенсивностью черно-белых переходов), цветы, символы стихий и «энергошары» перейдут в сквозной сюжет колоды и будут создавать необходимые акценты, подсказывать этапы и оттенки эмоциональных состояний даже на младших арканах, которые, к слову сказать, столь же тщательно прорисованы и сюжетно самостоятельны, что и старшие.
С психологической точки зрения, в этом аркане мы встречаемся с проявлением четырёх темпераментов ― совокупностью индивидуальных психофизиологических особенностей личности ― холерического, сангвинистического, флегматического и меланхолического. Люди с резко выраженными чертами определённого темперамента встречаются не часто, обычно у людей бывает смешанный темперамент в различных сочетаниях. «По замыслу творца ― пишет Меркурий Ван Гельмонт, ― человек, созданный в центре стихий, должен ходить, плавать, летать и обновляться в огне».
Согласно же учению бон о возвращении души, мы теряем часть себя в тот момент, когда теряем качества некоторых элементов.
Первоначальная цель алхимии ― привести все вещи, включая человека, к совершенству. Согласно алхимическому мировоззрению, человек рассматривается как мир в миниатюре, как отражение Космоса, т. е. как совокупность его четырёх первоэлементов. Достижение их баланса и гармонии внутри есть и цель, и средство на пути создания Философского Камня и достижения «духовного золота».
Взаимодействие между Старшими и Младшими Арканами
Путешествуя по арканам колоды «Таро Долина Миражей» для достижения этой цели, используя их определённые сочетания, возможно проживание таких состояний как вдохновение и любовь к себе (аркан Влюблённые), умение спокойно принимать двойственность и осуществлять взаимообмен (Колесо Фортуны); испытать триумф воли (Колесница) и сладость преодоления (Сила); прожить отстранение и отрешенность (Жертва и Умеренность); поразмышлять о возрастных кризисах (Справедливость), научиться терпению (Отшельник); понять и принять мужское и женское в себе (Императрица, Император); встретиться со своей глубинной интуицией и научиться принимать вещи такими, какие они есть (Жрица, Иерофант); прочувствовать различные аспекты мужской и женской сексуальности и плодотворности различных процессов (Дьявол, Башня, Луна) и, конечно, пройти через процессы восстановление и трансформации с помощью арканов Смерть, Мир, Солнце, Суд, Звезда.
И на этом пути к ним присоединятся Младшие Арканы, выступая катализаторами или, наоборот, умиротворителями некоторых процессов. Так, например, этап проживания состояний «Колесницы» сопровождается на моей программе квартетом Троек, которые являются вехами на пути движения «колесницы», задавая направление ― куда направить волевое усилие, в какую из областей жизни, символизируемыми мастями, требующей перемен. Одновременно, «Колесница» выступит, по необходимости, и катализатором, и тем символическим островком безопасности, «Граалем», что обеспечит быстрое, но безопасное проживание этих этапов. А Тузы погасят и буферизируют своим наполнением и смыслами те процессы, что символизирует собой такой аркан, как Башня. В одной статье невозможно перечислить все прочие символические проходы и сочетания, которые задействуются в рамках программы. Не говоря уже о том, какие ключи для себя каждый из их участников находит в этой колоде самостоятельно. Поэтому вернёмся к разговору об алхимических принципах, стадиях и некоторых аналогиях.
Перечислим ещё некоторые из них.
Алхимические животные в колоде Долины Миражей
В колоде мы встречаемся с такими птицами из трактатов алхимии как вороны и лебеди: тело должно быть очищено вороном и лебедем, представляющими разделение души на две части ― на злую (черную) и благую (белую). Вся драматургия этого постулата раскрывается в изображениях масти Мечей. Слияние и разделение этого черно-белого птичьего царства, его взаимопроникновение олицетворяют в ней конфликт и духовные поиски ― от величайшей гармонии в Тузе, примирения конфликтующих сторон в Шестёрке, до высочайшей точки мятежа и смятения в Восьмерке и Девятке. Любопытно, что, видимо, с целью подчеркнуть особую силу процессов, на некоторых арканах вороны заменяются на белых голубей, а черными становятся сами лебеди. Кроме того, ворон символизирует нигредо (nigredo ― греч. melanosis, почернение) ― всё, что связано со смертью и гниением, а также опыт глубочайшей депрессии, через прохождение которой обретается знание и новое понимание своих возможностей и себя. После нигредо человек чувствует себя опустошенным, как после долгой, продолжительной болезни. Как только придёт ощущение обновления и очищения, а вместе с ним чувство победы над болезнью, начинается стадия альбедо (albedo ―греч. leukosis, выбеливание). Тут, несомненно, интересная деталь ― в Рыцаре Мечей мы можем наблюдать птицу, несколько напоминающую павлина. Павлин же в алхимии, его «переливчатые перья», символизируют то, что «процесс трансформации начался». На мой взгляд, это важный штрих, иллюстрирующий и символически («алхимически») поддерживающий то, за чем мы направляемся, когда хотим достичь психологической трансформации. Та же «царь-птица» встречается в аркане Солнце.
Птицу феникс, универсальный символ бессмертия ― смерти и возрождения в огне ― и ещё один важный алхимический символ, олицетворяющий собой завершение процесса и переход его на иной уровень, мы видим в XIII Аркане колоды.
Среди животных, которых можно причислить к разряду «алхимических», на изображениях колоды можно упомянуть львов и единорогов. Несмотря на то, что прямой аналогии нет, это может быть полезно, как дополнительный стимул для размышлений. Эти животные использовались алхимиками для обозначений различных стадий алхимических процессов и отображали то, как они понимали их интенсивность и оценивали результат.
Так, Зелёный Лев мог означать серную кислоту, производящую основные химические преобразования во многих веществах, вплоть до растворения металлов. Либо быть образом зелёной грубой энергии природы, «зеленым запалом, что управляет цветком» ― зелёным пигментом хлорофиллом, экстрактом растительного сока, который часто являлся первоматерией для их алхимического делания. В колоде же, перед нами скорее рогатый лев Байцзе ― мудрец из китайского и японского фольклора, который открыл человеку все тайны мира и научил справляться с силами зла на земле. Мы встречаем его на таких арканах как Сила, 2 Жезлов, 9 Жезлов, Рыцарь Жезлов. То есть на тех арканах, в тарологических смыслах которых содержится призыв проявить предусмотрительность, мудрость или которым присущи энергия движения и сила. Так или иначе, лев-страж, лев-воплощение природной силы, олицетворяет момент преодоления, борьбы, победы.
Единороги, мифические животные олицетворяют силу, которая противостоит силам тьмы, поддерживая равновесие во Вселенной, и чистоту. Алхимический единорог представляет этап очищения, Белое Делание. Белый камень порой символизировался Единорогом, отчасти из-за белого цвета его рога, но также потому, что Единорог мог бы быть приручен прикосновением лишь чистой женщины. Белую тинктуру или камень, часто изображали как появление в сосуде королевы, облачённой в сияющие белые одежды. Белая тинктура обозначала процесс внутренних изменений, когда алхимик был уже способен ощутить и привести к гармонии женскую сторону души. Это символ трансмутации, свободы познания и духовной эволюции. Его рог символизирует возможность проникновения Духа в Материю. Изображения Единорогов в колоде встречаются на арканах Колесница, 4 Жезлов и Рыцаря Кубков, в которых в этой колоде подчёркнуты чистота намерений, помыслов, светлая радость, устремленность к гармонии и празднику.
Влюблённые Долины Миражей
Интересным алхимическим смыслом раскрывается в этой колоде аркан Влюблённые.
В отличии от традиционных изображений из трёх фигур, показывающих необходимость осознания и выбора, в Таро Долина Миражей мы видим мужчину и женщину, вступающих в явно исполненный любви союз. Как тут не вспомнить алхимическую «Королевскую Свадьбу»: соединение несовместимого ― мужского (активного) и женского (пассивного) начал человека, соединения противоположностей.
Если говорить о стадии рубедо (rubedo ― лат., «краснота»), а в терминах «психологической алхимии», это достижение собственной цельности, Самости, как о завершении нашего путешествия, и обретения внутреннего «Ребиса», философского яйца, то, если посмотреть, как это изображается и описывается на древних гравюрах ― в одной руке у Ребиса, совершенного существа, лежит высушенное кальцинацией Философское Яйцо, а в другой символ микрокосмоса, человека ― мы можем найти интересную перекличку с этим в аркане Мир, рассматриваемой тут нами колоды. На нём, правда, не андрогин, каким должен быть «идеальный Ребис», а прекрасная женщина держит в руках белый шар. Её корона словно бы достаёт до полного звёздами неба с полной Луной, сама она окружена парящими птицами, деревьями, и пребывает в полной гармонии с мирозданием и природой.
Выводы
Я не берусь судить о том, случайны ли обнаруженные и рассмотренные нами аналогии, или создательница колоды намеренно зашифровала в изображениях арканов свои познания в области алхимии, однако, это, несомненно, полезный бонус и выигрышно выделяет из всех прочих эту колоду, обогащая её символьный и метафорический язык.
И даёт дополнительные возможности с точки зрения трансформирующих прорывов, позволяет прикоснуться, на уровне символов-архетипов, к древнейшей науке человечества ― науке о поиске человеком себя самого, раскрытии своих способностей, понимании собственной воли. Как отметил в своей книге «Лабиринты ума» Павел Берснев: «Алхимическая трансмутация в сути и своей и есть изменение пространственного и количественного состава материи, что ведёт к радикальной перемене её свойств, её качеств. Сублимация ― проникновение духа в материю, трансмутация ― преобразование этой материи. Перепрограммирование на современном языке.»