Восьмерка кубков в Таро Кроули

ВОСЬМЕРКА КУБКОВ  В ТАРО КРОУЛИ

 

…То есть, рухнули связи, обмякли устои, померкли миры.

Почтальоны ушли, вероятно, в какой-нибудь горный поход

и один за другим, вероятно, упали с высокой горы.

М. Щербаков

 

 

… Предположим также, что в момент гибели почтальонов и обмякания устоев исчезли оригиналы книги Тота Алистера Кроули. И все, на что может полагаться среднестатистический таролог – это переводы и комментарии.

 

Переводов у нас насчитывается три: перевод А.Костенко, перевод  А.Блейз и перевод, сделанный по моему заказу в далеком 1995 году. Для простоты я буду называть его «мой перевод», хотя я только заказчик и редактор, но не переводчик. А редактирование мое свелось к уточнению написания неизвестных переводчику эзотерических терминов.

  

Сюрпризы поджидают нас уже на уровне названия карты. Мой перевод – «Праздность». Костенко – «Леность». Блейз – «Увядание».

 

Я намеренно не даю английский эквивалент, потому что наш среднестатистический таролог английский, может быть, и учил в школе, но давно и прочно забыл подавляющее большинство изученных слов.

 

Кроме разницы в названиях обращает на себя внимание фраза Костенко:  «В психопатологии Пути эта карта — немецкая корь христианского мисти­цизма».

 

Уж не знаю, откуда взялись немецкие корни у христианского мистицизма. А в целом переводы отличаются только незначительными, на мой взгляд, деталями. Но вот значения карты, простого и понятного, удобного в использовании ни один из переводов не предоставляет. Возможно, и сам Кроули не представил его, уделив больше внимания описанию карты и постаравшись передать ее смысл через ассоциации, которые должен вызвать рисунок.  Ну, если верить Кроули, то основная тема карты – умирание, увядание и прочие печальные слова. Чаша старая и поломанная, можно сказать, потрепанная жизнью. Бесплодные земли, гиблый край и дурные земли (так определяют местность разные переводчики), отравленные болезнями и ядовитыми миазмами.

Однако Кроули неожиданно вводит в образ этой очень пассивной карты яркое, агрессивное действующее лицо. Он сравнивает две карты – семерку и восьмерку кубков – с садом волшебницы Кундри и замком Клингзора.

Это персонажи оперы Вагнера «Парсифаль», и злой волшебник Клингзор был весьма активным и деятельным персонажем.

Остается непонятным, пассивна ли эта карта или же это активно действующее отравление. Мы видим последствия или мы рискуем быть зараженными?

 

Но к счастью, нам на помощь приходят многочисленные комментаторы. Таролог отправляется в книжный магазин и покупает некоторое количество книг различных авторов, так или иначе посвященных колоде Алистера Кроули. Возбужденный удачной покупкой, он приходит домой. Естественно, на диване его поджидает теплый клетчатый плед и большая чашка горячего какао. Первый из авторитетов, это, конечно, Хайо Банцхаф. Тарологу посчастливилось купить целых три книг и известного автора.

 

 

 

В книге «Таро Тота Алистера Кроули. Ключевые слова» Банцхаф анализирует символы и приписывает им определенные значения. Разбитые чаши он связывает с недостатком жизненных сил, темное море (где он нашел море? Все остальные видят на карте  не море, а в лучшем случае лужи или болото) он соотносит с унынием. Увядшие цветы лотоса – с отсутствием энергии. А все остальное – с депрессией, угрозой и страхом будущего. А затем он дает странный набор значений и рекомендаций. Например: « Основное значение: бессилие, разбитые надежды, уныние, уход, смирение, необходимость перемен, застой и депрессия. Карта советует и предупреждает: выбраться из засасывающего болота, цепляться за нечто разрушенное, начало безуспешного предприятия».

 

С одной стороны, я должен выбраться, то есть начать новое действие. С другой стороны, любое начало – это начало безуспешного мероприятия. Ну и какой смысл дергаться? В «Ваш спутник Таро»  Банцхаф приписывает Кроули акцент на опасном окружении. А заодно сообщает, что «старое прогнило до мозга костей и уже нет возможности что-то исправить». А в «Энциклопедии арканов» Банцхаф идет еще дальше, вгоняя бедного таролога в эсхатологический ступор. Цитирую дословно: « В реальности личных отношений карта предупреждает о трясине потухших чувств и фальши. Она говорит, что отношения, которые раньше приносили радость, теперь превратились в отраву, либо о том, что это может произойти. Восьмерка кубков указывает, что вам крайне необходимо преодолеть убийственную рутину и внутреннюю лень, чтобы оживить ваши отношения». И чуть дальше мелким шрифтом. А наш таролог, пару раз обжегшись на договорах с банками, уже знает, что мелким шрифтом пишут самое-самое важное. Аналогии: гибель Содома и Гоморры.

Образ: газовые камеры в концентрационных лагерях; взрыв атомной бомбы в Хиросиме. Ключевые слова: меланхолия, апатия, разложение, болото, затор, пытка.

Потрясенный прочитанным таролог пытается представить себе, как меланхолическая пытка, призванная немножко оживить отношения, перерастает в Содом и Гоморру. И, завороженный этим апокалипсическим видением, надолго забывает и о Кроули, и о Банцхафе, и об остывающем какао.

 

 

Через некоторое время он приходит в себя и берет в руки следующую книгу. Галина Бедненко «Младшие арканы Таро». И из небольшого абзаца, посвященного восьмерке кубков по Кроули, извлекает единственную фразу, дающую хоть что-то для понимания этой карты. «Восьмерка чаш – это своеобразное последнее эмоциональное усилие совершенно бесплодного и бесполезного дела». Его взгляд падает на абзац ниже, и он читает: «Восьмерка чаш в «Таро Элементов» связана с сочетанием Луны и Сатурна, и она достаточно позитивна».

«Достаточно позитивна» — перечитывает он снова и снова. Боже мой, что же тогда недостаточно позитивно? И что же тогда негативно по-настоящему? – думает таролог. – Наверное, это когда твоей отрубленной головой играют в футбол дауны в сиротском приюте.

 

В нетерпении таролог хватает новую книгу. На этот раз Герда Циглера. Указание – пишет Герд Циглер – время поразмышлять о себе, установить некоторые пределы и сказать: «нет». Это может быть старой моделью поведения — всегда направлять свою любовь таким людям, от которых ничего не идет взамен. Это может быть знаком, говорящим о вашей боязни принять любовь.

 

Таролог переводит взгляд от разбитых лотосов и увядших чаш на карте к тексту Циглера в надежде разглядеть там свою боязнь и свою любовь. Пытаясь справиться с когнитивным диссонансом, он отставляет в сторону остывшее какао и наливает себе хорошую рюмку коньяку. Осталось две книги. Олег Телемский и Виктор «Алмаз» Зайченко.

 

Монетка. Решка. Телемский.

Телемский сходу огорошивает нашего таролога. Оказывается, чтобы лучше понять Кроули, нужно работать не с книгой Кроули, а с совершенно неизвестной нашему тарологу колодой «Liber Т».

 

«… очень часто карта означает, что вы скрываете или просто не можете проявить свои чувства, боясь выдать свою уязвимость или показаться слабым. К сожалению, в некоторых кругах такая стратегия является единственной возможной. И выход за рамки этих стереотипов требует немалого личного мужества».

… Зайченко наш таролог читать не рискнул. Что же значит карта восьмерка кубков, в результате проделанных штудий, так и осталось для него неясным.

Сергей Савченко

Искренне ваш, Сергей Савченко, Русская Школа Таро

Статьи по Теме

Проверьте также
Close
Back to top button