Колоды Таро

Обзор колоды Золотое Таро Боттичелли

Золотое Таро Боттичелли
Кто-то любит современные колоды, кто-то — классические, а кто-то — исторические, погружающие нас в далёкое прошлое и знакомящие с культурой предыдущих столетий. Золотое Таро Боттичелли, о котором мы поговорим сегодня, относится к последней категории. Данный обзор будет интересен поклонникам творчества знаменитого флорентийского живописца, творившего в эпоху Возрождения.

История создания колоды

Автором этих красивейших карт стал болгарский живописец Атанас Атанассов. Он воплотил в жизнь свою идею — показать архетипы Таро через образы, созданные великим мастером периода раннего Ренессанса Алессандро ди Мариано Филипепи, вошедшего в историю как Сандро Боттичелли. Алессандро, которому суждено было стать величайшим художником, появился на свет во Флоренции в 1445 году. Интересна история его прозвища. Боттичелли в переводе означает «бочонок» — именно так дразнили ровесники старшего брата Алессандро. В результате звучное прозвище прилипло ко всем братьям сразу. Сам будущий живописец изначально увлекался ювелирным делом, но впоследствии забросил его, переключившись на художественное творчество — если бы он этого не сделал, мир никогда бы не увидел его великолепнейших работ «Рождение Венеры», «Оплакивание Христа», «Мистическое Рождение», «Весна» и других, не менее шедевральных полотен.

В Золотом Таро Боттичелли Атанас Атанассов сделал героями Арканов персонажей картин флорентийского мастера, дополнив сюжеты проработанным задним планом, символами мастей и другими деталями. Колода была выпущена десятилетие назад — в 2007 году издательством Lo Scarabeo и в 2008 — издательством Llewellyn.

Ключевые особенности колоды

Golden Botticelli Tarot — Золотое Таро Боттичелли трудно отнести однозначно к какой-либо традиции. Здесь есть отсылки к классике, и в то же время присутствуют совершенно уникальные нюансы, которые будут понятны лишь ценителям творчества флорентийского художника. При этом масти сохранены традиционные (Жезлы, Чаши, Мечи, Пентакли), а вот нумерация Арканов повторяет Марсельское Таро, где Правосудие имеет порядковый номер 8, а Сила — 11. Но сами сюжеты, честно говоря, не поддаются интуитивному толкованию — по крайней мере у меня, глядя на большинство Арканов, и особенно Младших, так и не получилось понять их основную суть. Хотя сами карты действительно очень красивые, а тонкая золотая вязь придаёт им особую возвышенность. Глядя на них, чувствуешь себя словно на прогулке по художественному музею, где каждую картину нужно разглядывать очень долго, а порой — и пользоваться аудиогидом, которым Таро Боттичелли, увы, не комплектуется.

Символизм колоды

Золотое Таро Боттичелли в буквальном смысле перенасыщена христианской символикой: мы видим лики святых, Мадонн, ангелов, представителей духовенства. Честно говоря, у меня пока не укладывается в голове, как можно применить всё это к толкованию сюжетов карт. Видимо, нужно либо быть знатоком творчества Сандро Боттичелли, либо очень долго изучать культуру Италии времён раннего Ренессанса. Я,  к сожалению, не историк и не культуролог по образованию, поэтому мне символизм колоды не понятен. Если с изображениями Старших Арканов ещё можно соотнести традиционные архетипы, то с Младшими это вряд ли получится. Удручает также МБК, в которой не указаны даже названия картин, откуда были позаимствованы сюжеты. Так что колоду можно однозначно назвать сложной для понимания, хотя и невероятно красивой.

Старшие Арканы

Давайте посмотрим на Старшие Арканы Золотого Таро Боттичелли — если не с исследовательской целью, так хотя бы просто визуальной красоты ради. Для полноты картины разберём несколько Козырей.

Начнём с Дурака. Мы видим на этой карте молодого человека, стоящего посреди лесной поляны в какой-то очень странной позе. Единственное, что осталось узнаваемого на карте — это собака. Куда подевался обрыв, котомка за спиной и всё остальное — нам неведомо. По сути то, что это именно Дурак, можно предположить разве что по его действительно дурацкой позе.

Идём дальше и переходим к Магу. И вновь ни одной знакомой детали. На столе нашего Мага стоят лишь какие-то чаши и лежит некая слишком маленькая вещица, которую трудно разглядеть. Что это — какой-то камень, амулет, иной магический предмет? Об этом в МБК нет ни слова. Остаётся только гадать, что же там смешивает в своих таинственных чашах этот волшебник. Хотя почему волшебник? Мне кажется, что это учёный — взгляните на открытую книгу позади него и сферу, напоминающую глобус!

Зато вот с Арканом Колесница всё в полном порядке — в иллюстрации действительно сразу читается архетипический образ классического Колесничего, что очень радует.

Рассмотрев внимательно все Старшие Арканы в галерее Золотого Таро Боттичелли, я пришла к выводу, что большая часть карт — это всё же классика, которую вполне можно разглядеть без лупы. Это карты Императрица, Император, Иерофант, Правосудие, Сила, Колесо Фортуны, Повешенный, Башня, Страшный Суд. А вот в остальных мне не хватило привычных деталей.

Так, например, не почувствовала я таинственную силу Жрицы по изображению босоногой женщины, стоящей в окружении деревьев, не поняла смысла Умеренности, которая просто выливает из кувшина на блюдце воду (может быть идея в том, чтобы не перелить через край, не переборщить?), а три юные девы в прозрачных одеждах на Аркане Звезда и вовсе ввели меня в ступор. Всё это ещё раз подтвердило мою уверенность в том, что колода явно не для всех, и уж точно не для новичков.

Младшие Арканы

К Младшим Арканам Золотого Таро Боттичелли, честно говоря, даже подходить страшновато. Они очень красивые, но на них смотришь, словно на произведения искусства, а не как на инструмент для предсказаний.

Возьмём, например, Десятку Жезлов. Это некий молодой человек, который то ли умер, то ли просто отдыхает. Хотя, если обратить внимание на то, что часть Жезлов над его головой более прозрачна, можно предположить, что герой карты всё-таки крепко спит. И как в этом сюжете можно предположить традиционное испытание силы, выносливость, ограничения? По-моему юноша просто не справился со своей ношей и отправился спать. А может быть, и в самом деле уже умер.

Семь Жезлов — это… ничего необычного, просто Кентавр, который прогуливается по лесу. Я не вижу, от кого ему приходится обороняться, да и Жезлы виднеются где-то там позади. Может быть, он уже всех победил и теперь просто наслаждается прогулкой? Ума не приложу, как можно трактовать эту карту в раскладе?

Переходим к Чашам. Пятёрка вполне напоминает классический сюжет, только вот Кубки перед мужчиной стоят целёхонькие, и ни один не перевернулся. О чём это может говорить? О выборе? А в чём он заключается? Мне кажется, что в таком случае этот сюжет был бы более подходящим для Семёрки той же масти.

Четвёрка Чаш тоже не таит в себе никакой загадки — вот они, все четыре Кубка, стоят рядом с женщиной, но она их просто не замечает! Где же пресыщенность, усталость? Здесь, по-моему, налицо явное увлечение своими собственными мыслями.

Насчёт значения Двойки Кубков Золотого Таро Боттичелли меня тоже терзают смутные сомнения. Что это — любовь между существами из разных миров (мужчина и ангел) или попытка поймать «журавля с неба»? Но я понимаю одно: это точно не обычная любовь в привычном нам смысле этого слова.

Из масти Мечей меня больше всего поразила Тройка. Что делает эта прекрасная дама с истощённым юношей? Она тянет его за волосы, потому что он с ней идти добровольно никуда не хочет? Это по-моему не сердечная пытка, а самая что ни на есть физическая.

Слава Богу, что хотя бы среди Пентаклей встречаются более-менее понятные и знакомые сюжеты.

Одним словом, чем дальше в лес, тем больше дров, поэтому я предлагаю завершить обзор Младших Арканов и перейти к картам Двора.

Придворные карты

К счастью, фигурные карты вполне узнаваемы: Рыцари скачут на конях, Пажи держат в руках символы мастей, а Короли с Королевами представленные портретами, вполне соответствуют своим традиционным качествам. За одним-единственным исключением. Меня смутило то, что образ Королевы Жезлов повторяется в Тузе Чаш и Королеве Пентаклей.

Присмотритесь — это одна и та же Мадонна, только на Тузе она держит в руках младенца, а на картах Королев — соответственно жезл и пентакль. Что это — случайное совпадение? Автор просто не заметил, что использовал один и тот же образ? Но как могут Арканы разных мастей показывать одного и того же человека, ведь разные стихии — это совершенно разные качества? Если бы один и тот же персонаж встречался на Арканах одной масти, это ещё можно было бы объяснить логически, но вот такой подход, как мы видим, мне, честно говоря, непонятен.

Решив исследовать вопрос дубляжа подробнее, я ещё раз пристально рассмотрела карты и обнаружила ещё одно повторение: Венера Боттичелли присутствует на Старшем Аркане Мир, Тройке Кубков и Четвёрке Мечей. И вновь такой вот неожиданный разброс по мастям. Поэтому я всё-таки склоняюсь к тому, что без специальной литературы изучить эту колоду вряд ли получится.

Особенности толкования карт

Как я уже говорила, интуитивное толкование Золотого Таро Боттичелли практически невозможно, особенно в том, что касается Младших Арканов. Здесь нужно разыскивать оригиналы картин, читать о них и жизни художника, искать соответствия, одним словом — перелопатить множество источников, чтобы, наконец, понять, что именно хотел сказать автор. МБК, идущая с колодой, в этом вам также вряд ли поможет.

Для рассмотрения каких вопросов подходит колода?

Лично я не понимаю, как можно анализировать по этим картам бытовые вопросы из серии «Любит ли Саша Машу?», «Повысят ли мне зарплату?», «Как пройдёт намеченная встреча с друзьями?». Зато для самоанализа колода может оказаться очень даже полезной. Ясно одно — назвать карты Золотое Таро Боттичелли универсальными точно нельзя.

Кому подойдут данные карты?

  • Ценителям исторических колод
  • Любителям художественного творчество Сандро Боттичелли
  • Историкам, культурологам, религиоведам
  • Коллекционерам Таро с изящным оформлением

Рекомендованная литература для знакомства с колодой

Несколько лет назад, когда колода только увидела свет, никакой литературы по ней, помимо скудного МБК, идущего в комплекте, не было. Но в 2015 году издательство Аввалон исправило эту досадную ошибку и выпустило книгу под названием «Золотое Таро Боттичелли. Аллегории Возрождения», автором которой стала таролог Елена Ледней. Поэтому если вы собираетесь купить Золотое Таро Боттичелли, не жалейте денег и возьмите вдобавок эту книгу — она поможет вам разобраться, если не во всех деталях, то хотя бы в азах этой необычной, но интересной, с исторической точки зрения, колоды.

Виктория Котлярова

Виктория Котлярова, таролог, нумеролог, автор статей на эзотерические темы.

Статьи по Теме

Back to top button