Социальная эволюция человека

social_evolution_socionica
Считается, что человекообразные приматы — стадные существа. Спорить с этим трудно, так как и люди и обезьяны бегают бандами. Но вот вопрос: а самые первые прапредки человека унаследовали стадность от динозавров или колоний вольвоксов? Или это благоприобретенная привычка, лежащая в основе кумовства и групповщины?

Но так или иначе, дикие и одомашненные приматы живут стаями. Размер стаи влияет на скорость социальной эволюции приматов. В условиях избытка продовольствия, отсутствия избыточного давления со стороны соседних племен (стай) при нормальном, близком к относительному нулю воспроизводстве потомства, племя не эволюционирует.

Для изучения социальной эволюции мы можем воспользоваться описаниями наблюдений за племенами, живущими в первобытных условиях, а так же наблюдением за нашими кузенами, сходными с нами во многих отношениях.

Необходимо определить само понятие социальной эволюции. Под социальной эволюцией мы будем понимать, прежде всего, увеличение и качественное усложнение связей между членами общества, а так же увеличение и усложнение иерархических ступеней в обществе, принимая за 100% эволюционного развития сегодняшний европейский социум.

Совершенно очевидно, что никакое общество не может быть не иерархично. Иерархия заложена уже в самом различии особей по половым, возрастным и физическим данным. Древний закон джунглей гласит: «кто с топором — тот и с мясом». Наивные идеалисты, пытавшиеся игнорировать этот закон, как раз и выполняют роль мяса. И только здоровенные Конаны-варвары могут позволить себе проповедь невмешательства и ненасилия.

Иерархия очень грубо может быть классифицирована как «необходимая» и «бесполезная». В «необходимой иерархии» власть вождя, как правило, присваивается вождем при относительном согласии членов общества благодаря бесспорному превосходству по личным качествам над всеми остальными членами общества.

Такой вождь отличается более высокой (по сравнению с другими членами) степенью адаптации, высокой скоростью реакции как физиологической, так и интеллектуальной, физической силой, умением принимать решения, не рефлексируя над правильностью или неправильностью своих действий, и добиваться контроля и послушания в исполнении своих решений другими членами общества.

Такие вожди выдвигаются в кризисных ситуациях и в мирное время удерживают власть зачастую благодаря социальной инертности других членов общества. «Бесполезная иерархия» возникает как социальная традиция, когда делается возможным приход к власти тех, кто по своим личностным качествам не отличается от остальных членов социума. В мирное, нестрессовое время, общество не нуждается в лидерах и вождях, довольно успешно предупреждая возможные конфликты с помощью саморегуляции.

Речь идет о внутренних напряжениях, не связанных с агрессивным воздействием внешней среды. Роль вожака в таких ситуациях сводится только к поддержанию статус-кво. Чем более бесполезна созданная иерархия, тем сильнее ущемляются личностные свободы, и вырастает относительная величина социального долга членов социума. При этом относительное равенство сменяется демонстративно подчеркиваемым неравенством. Условно фактор, провоцирующий подобную ситуацию, может быть назван «фактором манны небесной».

Ведь грустным солдатам
Нет смысла в живых оставаться
И пряников, кстати, всегда
Не хватало на всех…

В «бесполезных иерархиях» пряников действительно на всех не хватает, так как пряник из продукта питания превращается в символ власти. Еще один любопытный элемент социальной эволюции может быть измерен численно и выражен как соотношение количества населения на площадь поселения. Чем выше относительная величина этого показателя, тем большее количество адреналина получает индивидуум.

В крупных мегаполисах горожане находятся в состоянии постоянного стресса только благодаря перенаселению, без учета любых других факторов. В «бесполезных иерархиях» структура социума сохраняется, на наш взгляд, неизменной и состоит из следующих элементов: вождь и особы, приближенные к императору; социально активная часть населения (а под социальной активностью подразумевается склонность и способность проявлять немотивированную и не обусловленную агрессию); социально пассивная часть (жертва агрессии, направленной внутрь социума).

В качестве жертв чаще всего выступают социально бесполезные члены общества, то есть люди, не способные на проявление агрессии. В рамках гендерных различий эта роль часто достается женщинам в обществах им. Первого Мачо. Теория предполагает существование таких же феминистских обществ, но имеющиеся в наличии исторические данные не могут быть признаны достаточными для того, чтобы согласиться с их существованием.

Поскольку ни одного племени неандертальцев (не будем говорить о питекантропах) не дожило до наших дней, нельзя с уверенностью утверждать, каков был численный состав первобытного человеческого племени-стада. Есть авторы, допускающие величину такого племени в 15-30 особей, принадлежащих к 2-3 поколениям, и такая версия нам представляется наиболее приемлемой, что позволяет нам игнорировать мнение других авторов.

Утята, только что вылупившиеся из яиц и вместо мамы-утки увидевшие Конрада Лоренца, переживают момент импринтинга. Такой же момент переживает товарищ, решившийся изучать Нечто. Все последующие книги он рассматривает через призму прочитанной им первой, или же произведшей на него наибольшее впечатление.

При изучении социальной эволюции мой личный импринт произошел на книгу И.У. Ачильдиева «Власть предыстории». Вот некоторые положения из этой книги.

Гоминиды после эволюционного скачка, приведшего к их появлению начали активно вырабатывать комплексы фиксированных действий (КФД). Вырабатываемые КФД были направлены на поддержание существования у гоминидов определенной общности, называемой «пра-толпой». Нахождение в пра-толпе давало гоминидам следующие преимущества:

Резонансное увеличение силы индивидуума. Всем известно, что в минуты опасности средний человек способен совершать физические действия, намного превосходящие показатели выдающихся современных спортсменов. Нахождение в пра-толпе сопровождалось экстатическим возбуждением, растормаживая мышечные блоки.

Асимметрия головного мозга. Асимметрия головного мозга позволяла гоминидам сохранять направление миграции: леворуких заносило вправо, праворуких — влево.

Противопоставление большого пальца. Для борьбы с хищниками пра-толпа выработала особую тактику. Необходимо отметить, что Ачильдиев подчеркивает, что пра-толпу необходимо рассматривать как единое существо, как единую целостность.

Эта тактика включала в себя создание критической массы членов пра-толпы, поддерживающих друг друга эмоционально криками и ритмичными действиями (ударами по груди и притоптыванием) и наносящих рубящие удары сверху вниз, что закономерно закрепило следующую асимметрию: левая толчковая нога у правшей и правая толчковая нога у левшей. Для тычкового горизонтального удара противостояние большого пальца не является необходимостью.

Увеличение объема головного мозга. Гоминиды, находящиеся внутри толпы, были вынуждены скачкообразно увеличить свои эвристические способности, что привело к значительному и тоже скачкообразному увеличению объемов головного мозга.

Образование речи. Необходимость в оперативной информации и улучшении взаимодействия компонентов пра-толпы привела к образованию второй сигнальной системы. Пра-толпа успешно могла действовать только тогда, когда все члены, ее образующие, были унифицированы. Но в структуре пра-толпы выделились компоненты, выполняющие различные функции, а развитие второй сигнальной системы привело к появлению «Инакомыслия» (термин Ачильдиева).

В то же время члены пра-толпы, образующие ее отдельные части, стали осознавать свои различия, что впоследствии закрепилось в системе каст и половозрастной дифференциации. Выделение мутантов из пра-толпы и есть образование человека современного нам типа. Ачильдиев вычленяет следующие явления, присущие человеку вообще и по его мнению составляющие древнейший образ социума.

Сергей Савченко

Искренне ваш, Сергей Савченко, Русская Школа Таро

Статьи по Теме

Проверьте также
Close
Back to top button