Сравнение колесниц Леви и Смит с колесницей Уэйта. Часть вторая
Предлагаем Вам ознакомиться с заключительной частью статьи Роберта М. Плэйса — известного западного таролога, который занялся сравнительным анализом карт из колод Леви, Смит и Уэйта.
С первой частью статьи, которая была опубликована на прошлой неделе, Вы можете ознакомиться здесь.
Во второй главе «Иллюстрированного Ключа к Таро» Уэйт описывает каждый из козырей, и вот что он говорит о Колеснице:
“Это представлено в некоторых старинных рукописях как запрягаемое двумя сфинксами устройство; оно находится в гармонии с символикой, но нельзя предположить, что таковой была его оригинальная форма; изменение было придумано, чтобы поддержать особую Гипотезу (Теория Курта Жебелена о том, что Таро произошли в Древнем Египте, впервые изданная в 1781). В ХVIII веке белые лошади запрягались в повозку”.
(Страница 15; Уэйт, Артур Эдвард; Иллюстрированный Ключ Таро; Harper & Row, Сан-Франциско: 1971)
Действительно, самые ранние карты изображали лошадей, запряженные в колесницу, Леви изображал сфинксов, чтобы дополнить изображение египетским колоритом, но у него на самом деле была историческая модель для своей карты. У самых старых французских Таро, Таро Жака Виевиля, изданных в Париже приблизительно в 1650 году, на карте Колесница были изображены сфинксы. Но типичная французская Колесница в самой популярной форме (Марсельское Таро) демонстрирует в упряжке лошадей.
Во многих вариациях МарсельскогоТаро возница чаще всего держит скипетр со сферой и треугольником, пластины брони покрывают плечи возницы, человеческие лица показаны в профиле в виде изображения полумесяцев с лицами, и грубое/непродуманное описание колесницы помогает ей появиться как кубический блок, стоящий на земле с колесами, высовывающимися под углами с обеих сторон. Но нет никакой карты, изображающей пламенный меч.
Колесница Жака Виевиля, 1650
Возничий Леви стоит на колеснице, левая рука находится на бедре, в правой руке он держит скипетр, его скипетр украшен сферой и конусом, как и в Марсельской модели. Я предполагаю, что это земной шар и треугольник, который упоминает Леви, но, что касается квадрата, он, вероятно, обращается к диску основания конуса. Символика квадрата и треугольника важна для Леви, потому что они представляют четверку и тройку, которые вместе образуют семь, число карты.
Заметьте, что возничий не держит пламенный меч или любой другой меч, и Леви, кажется, упустил эту деталь, которую считал важной в первом томе. Также в первом томе, он сказал, что воин держал скипетр в левой руке, а не в правой, как показано здесь. Это кажется значительным, потому что у единственной модели во французских колодах, что я нашел, скипетр держат левой рукой.
Колесница Таро Жака Виевиля, единственная со сфинксами. Когда сперва он описал Колесницу в первом томе, Леви возможно, сфокусировался на карте этой колоды (единственная известная копия найдена в национальной библиотеке в Париже), и когда пришло время рисовать свою собственную версию, он выбрал более общую позу со скипетром в правой руке.
В самых старых французских картах у короны возницы есть три геральдические лилии, как у французского принца, но Леви интерпретирует их как три пентаграммы. Углы, нарисованные на груди на его доспехах, которые Леви интерпретировал как треугольники в первом томе, теперь он воспринимал как углы трех квадратов — снова, символы три и четыре.
На плечах Возницы выкованы пластины брони в виде лиц. При взгляде в профиль они предлагают растущую луну с левой стороны от нас и убывающую луну с правой стороны, обратите внимание, что Леви разместил светлого сфинкса на стороне растущей луны и темного на стороне убывающей луны.
Леви приравнивал эти символы к Урим и Туммим, двум камням, которые присоединялись к брештуку или носились на плечах древних еврейских священников и использовались в предсказании, чтобы обеспечить отрицательный или положительный ответ на вопрос.
Хотя это сомнительно, следуя библейским записям, какой камень был положительным и какой отрицательным. Точно так же в первом томе Леви сравнивает сфинксов с темным и светлым столбами, стоящими в притворе Храма Соломона: Боаз и Яхин, которые изображены на карте Верховная Жрица в Таро Уэйта Смита.
Как мы видим на французских картах, Вознице приложили маленький щит к передней части его транспортного средства. В большинстве примеров этот щит содержит инициалы производителя карт. Леви добавил индийский фаллос (вертикальный камень) и йони (блюдо) как символы. Это Тантрические символы взаимодействия мужских и женских половых органов. Они символизируют творческую сущность, которую Леви стремился направить в своей магической практике.
Над этим Леви поместил декоративный орнамент в виде завитков, найденный наверху щита на некоторых Марсельских картах как египетский солнечный диск, символ божественной власти, которой Леви надеялся достигнуть, как только определил свою творческую сущность. Все эти символы присоединялись к кубическому камню — сырью, которое алхимики надеялись превратить в волшебный эликсир. Леви любил смешивать символику различных культурных традиций таким образом.
Обратите внимание, что Леви добавил маленькую сферу ниже блюда. С этим дополнением Тантрический символ становится похожим на стилизованный меч, и поскольку солнечный диск – есть вид пламени, возможно, Леви хотел также представить этот символ как пламенный меч из первого тома. В конце концов, он не говорил, что это было в руке воина, говорил только, что он был вооружен им.
Если это верно, то мы видим, что, хотя Леви специально проектирует свои символы в крошечные абстрактные детали, все его наблюдения вспыхивают фактическими деталями, включенными в традиционные карты. Единственной вещью, полностью выполненной им, является добавление еврейской буквы zain. Арабская цифра семь, конечно, заменяет Римскую цифру на традиционных картах.
Колесница Памелы Колман Смит, 1901
Теперь давайте посмотрим на Колесницу Памелы Колман Смит. Несмотря на различия в стиле и упрощенную символику, карта явно основана на дизайне Леви, и поскольку Леви был вдохновителем Уэйта для большей части символики карт, вполне вероятно, он предложил эту модель Смит. Однако она позволила себе художественные изменения в воссоздании изображения.
Вместо трех звезд на короне у него одна. Вместо предложенных трех квадратов на груди у него был один полный квадрат. Левая рука воина не находится на бедре, Тантрический символ упрощен до колеса и пазухи листа, сфинксы целые и не соединены друг с другом, и каждый смотрит на свой собственный путь.
Заметьте, что она изменила темные и светлые стороны так, чтобы они больше не совпадали с растущей и убывающей лунами. Также она более ясно изобразила колесницу как кубический камень.
В «Иллюстрированном Ключе к Таро» Уэйт ясно заявляет, что дизайн Колесницы основан на модели Леви, и поэтому включает сфинксов, хотя ранее в книге он ошибочно пишет, что они не основаны на исторической модели.
Он также отклоняется от магических ассоциаций Леви к Колеснице и рассматривает это как символ меньшей важности. Как мы сказали в начале, его описание не полностью совпадает с рисунком Смит. Уэйт начинает параграф со следующего описания:
“Вертикальное положение и королевская фигура держит обнаженный меч и соответствует, вообще говоря, традиционному описанию, которое я дал в первой части. На плечах победоносного героя Урим и Туммим”.
(Страница 96; Уэйт, Артур Эдвард; Иллюстрированный ключ к Таро; Харпер и Роу, Сан Франциско:1971)
Очевидно, изображение Смит соответствует Леви, но только на карте изображен скипетр, а не меч. Уэйт, казалось, увлекся описанием Леви в первом томе и пренебрег тем, что меча нет на карте. Кроме того, я не уверен в том, что Уэйт подразумевает под словами “должен быть”.
Он жалуется на Смит, чтобы не размещать камни на плечах, или на Леви для того, чтобы сказать, что полумесяцы — камни? Если он жалуется на Леви, я полагаю, что Уэйт неправильно интерпретировал его. Когда Леви говорит, что луны — камни, я считаю, что он предполагает только их символическую связь. В отличие от Уэйта, Леви нарисовал свою собственную картину и знал, что он изобразил.
По материалам: robertmplacetarot.com