Сравнение колесниц Леви и Смит с колесницей Уэйта. Часть вторая

Предлагаем Вам ознакомиться с заключительной частью статьи Роберта М. Плэйса — известного западного таролога, который занялся сравнительным анализом карт из колод Леви, Смит и Уэйта.

С первой частью статьи, которая была опубликована на прошлой неделе, Вы можете ознакомиться здесь.
kolesnitsa_taro2

Во второй главе «Иллюстрированного Ключа к Таро» Уэйт описывает каждый из козырей, и вот что он говорит о Колеснице:

“Это представлено в некоторых старинных рукописях как запрягаемое двумя сфинксами устройство; оно находится в гармонии с символикой, но нельзя предположить, что таковой была его оригинальная форма; изменение было придумано, чтобы поддержать особую Гипотезу (Теория Курта Жебелена о том, что Таро произошли в Древнем Египте, впервые изданная в 1781). В ХVIII веке белые лошади запрягались в повозку”.

(Страница 15; Уэйт, Артур Эдвард; Иллюстрированный Ключ Таро; Harper & Row, Сан-Франциско: 1971)

Действительно, самые ранние карты изображали лошадей, запряженные в колесницу, Леви изображал сфинксов, чтобы дополнить изображение египетским колоритом, но у него на самом деле была историческая модель для своей карты. У самых старых французских Таро, Таро Жака Виевиля, изданных в Париже приблизительно в 1650 году, на карте Колесница были изображены сфинксы. Но типичная французская Колесница в самой популярной форме (Марсельское Таро) демонстрирует в упряжке лошадей.

Во многих вариациях МарсельскогоТаро возница чаще всего держит скипетр со сферой и треугольником, пластины брони покрывают плечи возницы, человеческие лица показаны в профиле в виде изображения полумесяцев с лицами, и грубое/непродуманное описание колесницы помогает ей появиться как кубический блок, стоящий на земле с колесами, высовывающимися под углами с обеих сторон. Но нет никакой карты, изображающей пламенный меч.

kolesnitsa_taro2

Колесница Жака Виевиля, 1650

Возничий Леви стоит на колеснице, левая рука находится на бедре, в правой руке он держит скипетр, его скипетр украшен сферой и конусом, как и в Марсельской модели. Я предполагаю, что это земной шар и треугольник, который упоминает Леви, но, что касается квадрата, он, вероятно, обращается к диску основания конуса. Символика квадрата и треугольника важна для Леви, потому что они представляют четверку и тройку, которые вместе образуют семь, число карты.

Заметьте, что возничий не держит пламенный меч или любой другой меч, и Леви, кажется, упустил эту деталь, которую считал важной в первом томе. Также в первом томе, он сказал, что воин держал скипетр в левой руке, а не в правой, как показано здесь. Это кажется значительным, потому что у единственной модели во французских колодах, что я нашел, скипетр держат левой рукой.

Колесница Таро Жака Виевиля, единственная со сфинксами. Когда сперва он описал Колесницу в первом томе, Леви возможно, сфокусировался на карте этой колоды (единственная известная копия найдена в национальной библиотеке в Париже), и когда пришло время рисовать свою собственную версию, он выбрал более общую позу со скипетром в правой руке.

В самых старых французских картах у короны возницы есть три геральдические лилии, как у французского принца, но Леви интерпретирует их как три пентаграммы. Углы, нарисованные на груди на его доспехах, которые Леви интерпретировал как треугольники в первом томе, теперь он воспринимал как углы трех квадратов — снова, символы три и четыре.

На плечах Возницы выкованы пластины брони в виде лиц. При взгляде в профиль они предлагают растущую луну с левой стороны от нас и убывающую луну с правой стороны, обратите внимание, что Леви разместил светлого сфинкса на стороне растущей луны и темного на стороне убывающей луны.

Леви приравнивал эти символы к Урим и Туммим, двум камням, которые присоединялись к брештуку или носились на плечах древних еврейских священников и использовались в предсказании, чтобы обеспечить отрицательный или положительный ответ на вопрос.

Хотя это сомнительно, следуя библейским записям, какой камень был положительным и какой отрицательным. Точно так же в первом томе Леви сравнивает сфинксов с темным и светлым столбами, стоящими в притворе Храма Соломона: Боаз и Яхин, которые изображены на карте Верховная Жрица в Таро Уэйта Смита.

Узор

Как мы видим на французских картах, Вознице приложили маленький щит к передней части его транспортного средства. В большинстве примеров этот щит содержит инициалы производителя карт. Леви добавил индийский фаллос (вертикальный камень) и йони (блюдо) как символы. Это Тантрические символы взаимодействия мужских и женских половых органов. Они символизируют творческую сущность, которую Леви стремился направить в своей магической практике.

Над этим Леви поместил декоративный орнамент в виде завитков, найденный наверху щита на некоторых Марсельских картах как египетский солнечный диск, символ божественной власти, которой Леви надеялся достигнуть, как только определил свою творческую сущность. Все эти символы присоединялись к кубическому камню — сырью, которое алхимики надеялись превратить в волшебный эликсир. Леви любил смешивать символику различных культурных традиций таким образом.

Обратите внимание, что Леви добавил маленькую сферу ниже блюда. С этим дополнением Тантрический символ становится похожим на стилизованный меч, и поскольку солнечный диск – есть вид пламени, возможно, Леви хотел также представить этот символ как пламенный меч из первого тома. В конце концов, он не говорил, что это было в руке воина, говорил только, что он был вооружен им.

Если это верно, то мы видим, что, хотя Леви специально проектирует свои символы в крошечные абстрактные детали, все его наблюдения вспыхивают фактическими деталями, включенными в традиционные карты. Единственной вещью, полностью выполненной им, является добавление еврейской буквы zain. Арабская цифра семь, конечно, заменяет Римскую цифру на традиционных картах.

kolesnitsa_pamelyi_smit

Колесница Памелы Колман Смит, 1901

Теперь давайте посмотрим на Колесницу Памелы Колман Смит. Несмотря на различия в стиле и упрощенную символику, карта явно основана на дизайне Леви, и поскольку Леви был вдохновителем Уэйта для большей части символики карт, вполне вероятно, он предложил эту модель Смит. Однако она позволила себе художественные изменения в воссоздании изображения.

Вместо трех звезд на короне у него одна. Вместо предложенных трех квадратов на груди у него был один полный квадрат. Левая рука воина не находится на бедре, Тантрический символ упрощен до колеса и пазухи листа, сфинксы целые и не соединены друг с другом, и каждый смотрит на свой собственный путь.

Заметьте, что она изменила темные и светлые стороны так, чтобы они больше не совпадали с растущей и убывающей лунами. Также она более ясно изобразила колесницу как кубический камень.

В «Иллюстрированном Ключе к Таро» Уэйт ясно заявляет, что дизайн Колесницы основан на модели Леви, и поэтому включает сфинксов, хотя ранее в книге он ошибочно пишет, что они не основаны на исторической модели.

Он также отклоняется от магических ассоциаций Леви к Колеснице и рассматривает это как символ меньшей важности. Как мы сказали в начале, его описание не полностью совпадает с рисунком Смит. Уэйт начинает параграф со следующего описания:

“Вертикальное положение и королевская фигура держит обнаженный меч и соответствует, вообще говоря, традиционному описанию, которое я дал в первой части. На плечах победоносного героя Урим и Туммим”.

(Страница 96; Уэйт, Артур Эдвард; Иллюстрированный ключ к Таро; Харпер и Роу, Сан Франциско:1971)

Очевидно, изображение Смит соответствует Леви, но только на карте изображен скипетр, а не меч. Уэйт, казалось, увлекся описанием Леви в первом томе и пренебрег тем, что меча нет на карте. Кроме того, я не уверен в том, что Уэйт подразумевает под словами “должен быть”.

Он жалуется на Смит, чтобы не размещать камни на плечах, или на Леви для того, чтобы сказать, что полумесяцы — камни? Если он жалуется на Леви, я полагаю, что Уэйт неправильно интерпретировал его. Когда Леви говорит, что луны — камни, я считаю, что он предполагает только их символическую связь. В отличие от Уэйта, Леви нарисовал свою собственную картину и знал, что он изобразил.

По материалам: robertmplacetarot.com

Сергей Савченко

Искренне ваш, Сергей Савченко, Русская Школа Таро

Статьи по Теме

Back to top button