Русская Школа Таро » Журнал "Академия Таро" » Из дневника мастера. Запись 4

Из дневника мастера. Запись 4

В этот раз скучно и официально.

Когда я работал в школе, для меня самым сложным было придумывать домашние задания или вопросы для опроса учеников. Я помню свою радость, когда я разбирал доставшиеся мне в наследство методические материалы и нашел целую гору методичек с уже готовыми домашними заданиями.

Когда я начал вести курсы по Таро, то поначалу такой проблемы у меня не было. Либо это были индивидуальные занятия или маленькие группы, где я легко мог контролировать, как идет процесс усвоения знаний учащимися, либо это были чисто информационные курсы. Приехал, отчитал и уехал.
домашнее задание
Однако когда курсы переместились в интернет, стали массовыми, то отслеживать, как идет процесс усвоения знаний, стало значительно сложнее. Кроме того, возникает вопрос о принципиальной необходимости домашних заданий и упражнений для самоконтроля.

Я как преподаватель сформировался в рамках советской педагогической школы. Для меня домашнее задание – важный и необходимый элемент обучения. Под домашними заданиями я понимаю весь комплекс упражнений, который должен выполнить ученик во время прохождения курса. Сегодня существуют образовательные системы, которые не предполагают оценки домашних заданий (кроме фиксации самого факта выполнения). Или даже отрицают саму идею домашних заданий. Не могу судить, насколько эти системы эффективны. Но одновременно с этим не убежден в стопроцентной эффективности классической модели преподавания.

Е.Виницкий. Дракон — Король Пентаклей. Огонь Земли

дракон

Я как-то беседовал с Евгением Винницким, художником, который сделал прекрасные иллюстрации для курса «Магия реальности». Мы с ним ровесники. И обучался рисовать он как раз по классическим методикам. Он убежден, что система, по которой его обучали, способна рождать только копиистов. И талант развивается не благодаря, а вопреки. Определенный резон в его словах есть. Классическое преподавание строится на усвоении шаблонов, стандартов.

Следует отметить, что книг, в которых рассказывается, как следует изучать Таро или хотя бы приводятся какие-то задачи и упражнения – крайне мало. И в мировом масштабе, и на русском языке. Одна из наиболее известных – это книга Мэри Грир «21 способ…». Вот там она как раз предлагает систему упражнений, за которые нельзя выставить оценки или сказать «правильно-неправильно». Она спрашивает не что значит конкретная карта, не предлагает выбрать один правильный ответ из трех возможных. Нет, она предлагает описать свои ассоциации по поводу данной карты.

Все мое нутро советского педагога восстает против этого метода. Провокация шизофрении. Тысячи, миллионы и миллиарды трактовок одной карты, несводимые ни к какому ядру. Любая колода мгновенно превращается в индивидуальный оракул. Идея сходимости чтения двумя разными тарологами одного и того же расклада умирает, не родившись.

Но я также понимаю опасность зазубривания значений и воспроизведения их в гадании в автоматическом режиме, примерно так, как это делают компьютерные гадания он-лайн.

Концепции Таро кшатриев прекрасно соответствует классический армейский принцип «Не надо как лучше, сделай как сказано». Однако я отдаю себе отчет в опасности зомбирования будущих тарологов. Я много размышлял над пропорциями стандартных и творческих заданий. Для меня очевидно, что соотношения стандартных и творческих заданий должно быть обратно пропорционально уровню изучения карт.

Поясню на примере. Когда первоклассник изучает азбуку, он, в первую очередь, должен выучить стандартные написания букв, а не придумывать свои собственные. Когда он учится складывать из букв слова, он изучает правила написания слов (-тся, -ться, слитно-раздельно, жи-ши и прочее). И только на уровне складывания слов в предложения, а предложения в рассказы имеет смысл сдвинуть баланс заданий в сторону творческих.

Кстати, этот же подход исповедовали и мои тренеры по рукопашке: «Выучишь базу – будешь импровизировать». Тем не менее, для творческих личностей творческие задания должны быть на каждом уровне. И человек должен иметь возможность выбрать уровень выполнения задания.

Очень показательно творческий и шаблонный подход проявились в недавней шутливой игре по созданию Таро продуктов, специй и напитков. Луна как круг сыра – типичное шаблонное мышление. Колесница как доставка пиццы – что-то среднее между шаблоном и творчеством. А та же Колесница как сложная технология приготовления еды – это, безусловно, творческое решение.

Конечно, я не знаю, сколько времени люди потратили на поиск ассоциаций. Но мне кажется, что Луна и сыр – это одна единственная и первая попавшаяся ассоциативная связь. А между Колесницей и технологией приготовления ассоциативная цепочка сложнее и богаче.

Между стандартными и творческими заданиями есть еще одно серьезное противоречие. Стандартные задания могут быть оценены достаточно объективно. И на уровне «правильно-неправильно», и по балльной шкале. А вот с оценкой творческих заданий ситуация значительно сложнее. Легко фиксируются внешние признаки – факт выполнения и культура оформления. Намного сложнее оценить уровень выполнения задания. Потому что оценка, так или иначе, упирается в «нравится-не нравится», соответствует моим личным представлениям о правильном или нет.

От оценок легко перейти к соревнованиям. Кто лучше?
Насколько я знаю, финны отказались от оценок в школе, чтобы не провоцировать стресс у учеников.
Нужно ли выставлять оценки?
Должны ли быть оценки публичными?
Для меня ответы на эти вопросы не очевидны.

В проверке домашних заданий есть еще одна трудность, невидимая со стороны ученика. Это время, затрачиваемое на проверку. В повседневной жизни объективно оценить эту трудность могут, пожалуй, только преподаватели. А если дать человеку готовый решебник с ответами, он чувствует себя обделенным вниманием.

Проблемой домашних заданий я занимался последние три месяца. Перечитал довольно много методической литературы по данному вопросу и разработал в первом приближении принципы создания домашних заданий. Однако вопросов по домашним заданиям у меня осталось намного больше, чем я сумел найти ответов. Я с большим интересом и благодарностью прочитаю ваши мнения, если вы захотите ими поделиться.

Таро Старт 550
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (голосов: 4, в среднем: 5,00 из 5)
Загрузка...

Автор Сергей Савченко

Искренне ваш, Сергей Савченко, Русская Школа Таро

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: