Томберг: дань уважения человеку, внесшему вклад в развитие современного Таро. Часть 3
Если не читали предыдущие части можете прочесть их перейдя по этим ссылкам:
- Томберг: дань уважения человеку, внесшему вклад в развитие современного Таро. Часть 2
- Томберг: дань уважения человеку, внесшему вклад в развитие современного Таро. Часть 1
Рисунок 18 Древо Сефирот как система весов
Настало время Каббалы и Древа Сефирот, при помощи которых Томберг приводит нас к христианским ценностям. Из трех колонн Древа Сефирот (Милосердия, Строгости и средняя) Правосудие олицетворяет – среднюю колонну. Именно с данным стволом Древа Сефирот связывают Срединный путь –путь духовного роста.
Рисунок 19 Весы и три типа отношений по Франсису Варрейну
Рисунок 20 Система весов в четырех мирах
Обратите внимание, что весы Правосудия работают как вертикально, так и на горизонтальном уровне. Нельзя не припомнить традиционную формулу, провозглашающую метод аналогии:
«Quod superius est sicut quod inferius, et quod inferius est sicut quod est superius, ad perpetranda miracula rei unius», — «To, что вверху, подобно тому, что внизу, и то, что внизу, подобно тому, что вверху, ради свершения чудес единого» (вторая строфа Изумрудной Скрижали (Tabula Smaragdina) Гермеса Трисмегиста).
Рисунок 21 Весы «небо-земля» как принцип справедливости и милосердия
Главный принцип вертикальных весов, называемых «небо-земля» — это милосердие. Иллюстрацией работы весов правосудия является Молитва Господня: «прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим».
Рисунок 22 Весы «небо-земля»: корреляция по качеству, а не по мере
Еще один важный момент в принципе работы весов «небо-земля» заключается в том, что существует корреляционная зависимость, которая измеряется не количеством, но качеством – это вопрос субстанции — неизменной сущности вещей. Как говорит В. Томберг можно навлечь вечную преисподнюю всего одной прожитой жизнью.
Рисунок 23 Универсальность христианской Любви
Валентин Томберг считает, что Христианская Церковь сохранилась вопреки внутренней борьбе «реалистов» и «номиналистов» благодаря христианскому течению любви, благодаря третьему принципу весов Правосудия – любви Господней, которая удерживает весы в равновесии.
Рисунок 24 Представители герметической традиции
На данном рисунке перечислены значимые фигуры герметической традиции. Томберг относится с глубоким уважением ко всем представителям оккультного движения, но безусловно особо выделяет представителей, так называемых «христиан», которые считают, что единение с Богом может нас научить всему тому, что нам должно знать.
Рисунок 25 Три импульса стремления к познанию и христианский Герметизм
Существует три импульса стремления к познанию: любознательность, полезность и познание во славу Господню. Герметизм – это традиция, которая практикует познание ради большей любви к Богу.
Рисунок 26 Герметизм как равновесие «трудов и молитвы»
Представители герметической традиции должны сочетать в себе качества членов «Академии» и «Церкви», они требуют от себя двойной дисциплины: думают, как академики и молятся, как сыны Церкви. Герметизм – это равновесие «трудов и молитвы».
Рисунок 27 Христианский Герметизм как синтез интеллектуального и духовного
История развития Герметизма идет по двум направлениям: для первого направления характерно то, что предметом изучения является Логос или «Космический Христос» (дохристианский период – античность), для второго предметом познания стала человеческая личность «Сына человеческого», Иисуса Христа. Валентин Томберг считает, что античная идея Логоса была обогащена светом и магией жизни, смерти и воскресения Христа и таким образом христианский Герметизм сумел в себе соединить интеллектуальность и духовность.
Рисунок 28 Правосудие как фактор свободной воли
Еще один медитативный образ Правосудия – «икс-фактор», «Восьмая планета» – это фактор свободной воли. Как известно, характер и темперамент передают внутреннюю сущность человека, но есть свобода, которую испытывает человек, когда он вершит суд (высказывает суждение). Работа человеческого сознания – это работа весов Правосудия. Само слово «со-знание» заключает в себе идею весов – речь идет о «одновременном знании», т.е. факты помещены на двух чашах, подвешенных к обоим концам коромысла.
Рисунок 29 Правосудие в форме духовного упражнения
Этот рисунок иллюстрирует какие еще, по мнению В. Томберга, темы можно рассмотреть, используя метод «весов Правосудия».
Рисунок 30 Герметизм как глубоко сокровенное и личное
В завершении хочу обратить ваше внимание на важный момент, который раскрывает Валентин Томберг в медитации на Восьмой Аркан. Герметизм (или христианский Герметизм) претендует на научность познания. Но Герменевтика – это явление сугубо личное и сокровенное. А это означает, что истины, полученные в результате глубокого эзотерического опыта, не несут общезначимое -научное значение. Оно (это знание) работает только для личности, причем для каждой личности в отдельности. Герметического познания носит исключительно субъективный характер.
Тезисы:
Идея данной статьи принести дань уважения Валентину Томбергу – автору «Медитаций на Таро» — произведению, ставшему классикой современной эзотерической мысли. В центре внимания «Восьмое письмо неизвестному другу», которое посвящено Восьмому Аркану – Аркану Правосудие.
Пожалуй, главная идея В. Томберга объединить многие эзотерические учения человечества в границах традиции христианского герметизма и поставить его на службу Католической Церкви, поскольку именно учение Церкви, по мнению автора «Медитаций», есть ключ к пониманию пути всего человечества.
Медитация на Аркан Таро – это метод герметического познания и разрешения самых разнообразных задач и проблем как частного характера, так и глобального философского масштаба.
Томберг при помощи Аркана Правосудие интерпретирует значимые места Библии, проводит параллель между Арканом Таро и человеческим правосудием. В медитации автор приходит к мнению, что форма мышления – суждение работает по принципам Восьмого Аркана. Метод весов Правосудия (весы работают на горизонтальном и на вертикальном – «земля-небо» уровнях), в основе которого лежит в «закон аналогии», является практически универсальным для христианской герменевтики. Сознание (со-знание) так же работает по принципу весов Правосудия. Правосудие символизирует свободу воли и является своеобразным х-фактором – источником осознанного выбора.
Герметического познания носит исключительно субъективный характер — истины, полученные в результате глубокого эзотерического опыта, не несут общезначимое, научное значение — знание работает только для личности, причем для каждой личности в отдельности.