Вопросы, которые мы «очень любим» (перевод статьи Терезы Михельсен)
Каждый из тарологов, работающий с клиентами, вероятно, замечал, что повторяющиеся изо дня в день вопросы могут легко вывести нас из равновесия. Полные разочарования, мы вынуждены их выслушивать, а так хотелось бы никогда не сталкиваться с ними впредь.
Мы хотели бы видеть подтверждение тому, что каждый человек уникален и ценен, и каждый его запрос имеет исключительное значение.
Но, увы, от одинаковых вопросов мы готовы, если не залезть под стол, то хотя бы встряхнуть хорошенько нашего визави или прочесть ему лекцию о свободной воле. Вместо того, чтобы душить эти импульсы как недостойные, не лучше ли изучить их немного глубже и понять, почему мы испытываем эти чувства и как с этим быть.
В конце концов, это наш профессиональный риск, и, если оставить его без внимания, это приведёт нас к ещё большему разочарованию и профессиональному выгоранию.
Вспомните вопрос к Таро, который раздражает вас больше всего (или три). Запишите их, а затем спросите себя, почему они Вам так не нравятся. И затем сравните с теми, которые группа профессиональных тарологов из Нью-Йорка внесла в свой перечень.
Готовы? Вот некоторые примеры из тех, что мы, тарологи, «очень любим»:
Это не моя ответственность!
Уйду ли я от мужа? Найдёт ли меня мой суженый? Изменится ли моя жизнь к лучшему в этом году? Сложится ли моя карьера?
Все эти вопросы о важных жизненных событиях и видах деятельности, но ни один из них не сформулирован таким образом, чтобы было понятно ― вопрошающий чётко осознает свою ответственность за решения и последующие действия, необходимые для улучшения его же собственной ситуации.
Всё предопределено!
Три богини Мойры, которые плетут нить судьбы
Когда я выиграю в лотерею? Я разбогатею? Беременна ли я? Сколько у меня будет детей? Ожидают ли меня большие перемены до конца этого года? Я продам свой дом к октябрю?
Во всех этих ситуациях предполагается, что будущее предопределено, и никакие действия кверента не смогут повлиять на то, что так или иначе произойдёт. Если же таролог считает, что будущее зависит от решений, принимаемых в настоящее время, и свободную волю никто не отменял, при подобной постановке вопроса к Таро он может испытывать раздражение (хотя есть и такие, кто чувствует себя как рыба в воде, отвечая на подобные вопросы).
На ложных основаниях.
Когда Джон сделает мне предложение? Когда мой муж перестанет мне врать? Когда я найду работу? Как я могу продвинуться по службе?
Во всех этих формулировках допускается как факт, что какая-то часть утверждения, посылка истинна или несомненно будет таковой, но это далеко и не всегда так. Вопрошающий может быть настолько сфокусирован на событии, которое уже якобы свершилось, что он окажется глух ко всем другим возможностям.
Вопросы веры и убеждений.
Когда я встречу свою вторую половинку, как он будет выглядеть? Кем я был в прошлой жизни? Какой урок я должен вынести из этой жизни (этого события)?
Каждый из данных вопросов предполагает, что и задающий вопросы, и отвечающий на них разделяют базовые взгляды на жизнь: философские, религиозные, эзотерические ― вера во вторую половинку, прошлые жизни, реинкарнацию, карму и т.д. И это может стать проблемой, если участники процесса имеют несовпадающие точки зрения.
«Шоппинг».
Как развиваются отношения между мной и моим бойфрендом? Вернётся ли ко мне мой муж?
Иногда может казаться, что ты, таролог, уже не первый, к кому обращается кверент с тем же самым вопросом, он посетил уже нескольких, но так и не принял их однозначный ответ (ведь он не соответствовал позитивным ожиданиям). Вопрошающему нужен один единственный вариант ответа, и он будет по кругу, как в супермаркете, ходить в поисках нужного товара, пока не получит его.
Такие люди могут стать настоящей проблемой. Не получая ожидаемого, они разнесут в пух и прах вас как специалиста, но что особенно неприятно ― обязательно выскажутся о своём опыте в соц. сетях, причём в грубой форме.
Мистер Постоянство.
Клиент несколько раз приходит к тарологу, снова и снова, с одним и тем же вопросом, не дав событию достаточно времени, чтобы свершиться, или же сделав что-то прямо противоположное от рекомендованного. Возможно, в один из его последних визитов, ему было посоветовано предпринять какие-то действия, и тогда бы человек имел реальный шанс изменить или улучшить ситуацию. Или, наоборот, кверент получил ясный месседж: твоё желание скорее всего не исполнится. Но он снова и снова возвращается, в ожидании лучшего варианта ответа, в надежде на то, что проблема рассосалась сама по себе, без каких-либо усилий с его стороны.
Почему таролог устаёт от таких вопросов
Рано или поздно любой практикующий таролог устаёт от однообразных вопросов. Вероятно, порядка 80% из них касаются отношений. Всё труднее и труднее поддерживать в себе интерес к процессу и верить, что каждый случай уникален. Нам хочется думать: поскольку мы стремимся решать другие, оригинальные задачи, то и наши клиенты должны разделять наше стремление к разнообразию.
Учитывая, что большинство вопросов все-таки новизной не блещут, как же сделать так, чтобы наши негативные реакции не мешали нам фокусироваться на гадании? Ведь проблема в том, что этот естественный протест против надоевшего вопроса с самого первого момента выводит нас из равновесия, и мы, мысленно ругая клиента с его «банальной» проблемой, не в силах на него настроиться. Мы раздражаемся и теряем способность к сопереживанию, в то время, как человеку его проблема кажется по-настоящему болезненной, и он нуждается в нашем совете.
Есть ли решение трудностей с формулировкой вопроса?
В режиме «мозгового штурма» наша мастерская проработала возможные способы решения, и вот ряд здравых предложений от наших участников:
- Заранее определите свою возможную реакцию, чувства и эмоции, и тут же осознанно дистанцируйтесь от них. Обратитесь к Вселенной, пусть она поможет вам не подмешивать ваше личное отношение к ответу карт.
- Просто примите как факт, что большинство ситуаций ― есть некие архетипические модели, поэтому вопросы по ним ― универсальны, они были, есть и будут. Но даже не пытайтесь угадать, каким будет исход гадания. Предоставьте это вашим картам: удивить вас, рассказав уникальную историю. Даже если весь ваш предыдущий опыт подсказывает, к чему вопрос может привести, пользуйтесь моментом, чтобы оценить разнообразие и новизну проявлений жизни.
- Если вы замечаете в себе признаки раздражения, то мысленно представьте важность этого вопроса для кверента и даже для вас, будь вы на его месте. Это поможет восстановить эмоциональный контакт и бодрость духа, нужные для глубокого и внимательного прочтения карт.
- Независимо от того, насколько полно вопрос сформулирован, старайтесь извлечь из него максимум информации. Например, если вас спрашивают, получит ли человек хорошую работу в следующем году, уточняйте этот вопрос таким образом: Какой личный вклад человек должен внести в поиск этой работы? Если считаете нужным, можете объяснить клиенту, как вы формулируете вопрос, чтобы он смог сам задавать более продуктивные вопросы в будущем.
- По возможности, делайте так, чтобы клиент уходил от вас с парой-тройкой слов о том, как он сам, лично может повлиять на улучшение ситуации. Это отличный способ закончить на мажорной ноте независимо от того, насколько трудна его ситуация ― всегда найдётся возможность поставить хорошую точку (буквально ― вынуть хорошую финальную карту).
- Установите собственные границы согласно ваших убеждений. Заранее определите те типы вопросов ― религиозных, этических, психологических ― которые не противоречат им. При необходимости, имейте под рукой список с адресами специалистов, которые работают с этими проблемами: как среди тарологов, так и в другой профессиональной среде ― юристов, врачей, психологов.
- При гадании на Да/Нет сначала выясните у клиента, почему его это интересует. Это особенно полезно, если вопрос кажется неуместным, например, если молодой человек интересуется, умрёт ли он. Уточняя детали, мы глубже проникаем в ситуацию и лучше понимаем, чего же человек на самом деле хочет достичь или о чём узнать. Таким образом гадание становится точнее, и мы более заинтересованы в результате.
- Заготовьте образцы вопросов в удобной для вас форме и разместите их сайте или распечатайте на буклете. Клиенты, ожидая вас, могли бы с ними ознакомиться. Или перед каждым сеансом проведите небольшую беседу об особенностях вашего подхода к процессу гадания (но, ради Бога, не читайте нотаций!).
- Если клиент настаивает на предопределённости событий, то попросите его всё-таки оценить вероятность появления альтернативного результата и его способность внести какие-то коррективы в свои действия, особенно, если карты показывают такие возможности. Аналогичным образом, если вопрос строится на сомнительном предположении, в процессе гадания предлагайте рассмотреть его вместе с другими вариантами.
- Не ставьте себя в позицию человека, обязанного предоставить своим ответом «желаемый товар». Не вступайте в сравнительную дискуссию с клиентом по поводу предсказаний, полученных не здесь и не сейчас, и не реагируете на негативную реакцию недовольного «покупателя» (хотя конечно легче сказать, чем сделать). Это не ваши проблемы, чтобы взваливать на себя их психологический груз.
- И, наконец, обозначьте лимит на дублирующие друг друга вопросы на одну и ту же тему. Правило номер один: не задавать тот же самый вопрос, пока он полностью не отыграется, либо пока не случится что-то экстраординарное, требующее нового гадания в изменившейся ситуации. Прежде чем приступить к сессии, я всегда обсуждаю с клиентом её необходимость и принимаю решение: да, проблема действительно нуждается в коррекции. Обычно, после первой попытки навязать мне тот же самый вопрос, что мы рассматривали, вторая уже не возникает.
Последний совет
Завершая этот обзор, хочу выразить надежду, что в этих рекомендациях вы найдёте идеи, интересные и полезные именно вам, и ваша практика вместо разочарования (хотя об этом как-то не принято говорить), будет приносить вам и вашим клиентам удовольствие и взаимное удовлетворение от гадания.