Колоды Таро

Обзор колоды Таро Святого Грааля

Таро Святого Грааля

Легенды о Священном Граале будоражат умы человечества вот уже несколько веков. Эти таинственные истории, связанные со средневековым Орденом Тамплиеров, передаются из уст в уста, ложатся в основу многочисленных книг, фильмов, компьютерных игр. Неудивительно, что и мир Таро эти истории не обошли стороной. К чему я это всё? К тому, что сегодня на повестке дня у нас обзор колоды Таро Святого Грааля, связанного как раз с этой самой загадочной темой.  

История создания колоды

На удивление, о Таро Святого Грааля очень мало информации в сети. Несмотря на то, что колода увидела свет не в такие уж древние времена — в 2006 году, особую популярность она, судя по всему, не сыскала. С чем это связано — трудно сказать, ведь иллюстрации, созданные Стефано Палумбо под руководством Лоренцо Тезо получились довольно интересными. Быть может, тема просто оказалась не очень популярной для тарологов? Кто знает, но даже переиздание колоды спустя три года (в 2009) ситуацию не изменило. Поэтому я, пожалуй, назову Таро Святого Грааля колодой для узкого круга, а не для широких масс.

Ключевые особенности колоды

По сути, перед нами весьма переработанный, но всё же узнаваемый Уэйт, правда, выполненный в приглушённых тонах и отражающий те самые истории Ордена Тамплиеров. Стопроцентным клоном назвать эту колоду рука не поднимается, поскольку некоторые сюжеты всё-таки отличаются от традиционных английской школы. Но всё же, это не глубокая самостоятельная авторская проработка, как это было, например, в Таро Эльфов, о которой я уже как-то писала обзор. Масти, наименования карт Двора, названия Старших Арканов в Таро Святого Грааля — абсолютно всё здесь остаётся в духе Уэйта, и особенно это прослеживается в числовых картах.

Можно сказать, что в Младших Арканах отсылки к работе Памелы Колман-Смит лезут изо всех щелей, хоть и прикрываются совершенно иной тематикой. Единственное важное отличие — нумерация Силы и Правосудия, о которых идёт извечный спор: в данной колоде Правосудие всё-таки стоит на восьмом месте, Сила — на одиннадцатом. Интересный, но непонятный факт: многие Старшие Арканы оказываются весьма далеки от классики (при том, что большинство Младших — откровенно клоны), но при этом они иногда не вписываются даже в представления той эпохи, о которой идёт речь. Что это — корявая авторская недоработка  или попытка «впихнуть невпихуемое»?

Символизм колоды

По сравнению с творением Марка МакЭлроя (Таро Эльфов), работа тандема Палумбо-Тезо изрядно проигрывает. Да, вроде бы и задумка интересна, и одежда, обстановка, сюжеты проработаны тематически, чтобы с головой погрузить нас в эпоху таинственного Ордена Тамплиеров. Но вот чего-то здесь не хватает. И я в очередной раз напоминаю вам, что мои обзоры субъективны, они основаны на личном мнении, поэтому вы вправе не согласиться с моей точкой зрения. В конце концов, на вкус и цвет все фломастеры разные.

Так вот. Я, к сожалению, не чувствую того самого погружения в эпоху, которую хотели создать авторы. Для меня Таро Святого Грааля — это просто набор тематических картинок. Я не вижу в колоде цельной истории, которая бы шла красной нитью от Аркана к Аркану. Да, на картах что-то определённо происходит, но порой понять, что к чему, без подсказок из МБК просто не представляется возможным. И это, на мой взгляд, большой минус. Хочется-то завораживающих историй, и историй именно авторских. А получается какой-то пресловутый набор открыток.

Старшие Арканы

Но давайте всё-таки попробуем прогуляться по галерее Таро Святого Грааля и посмотреть, что же всё-таки пытался нам показать автор. Вот Шут, на удивление, мне понравился. В этой колоде он показан пилигримом, т.е. основное отличие от классики в том, что у него есть цель, он не просто так праздно шатается где ни попадя. Кстати, судя по всему, паренёк оказался предусмотрительным: кажется, что в узелке у него лежит оружие. Ну а что, путь пролегает по местам опасным, мало ли что может произойти? Да и вообще, назвать Дураком этого героя рука как-то не поднимается.

Поехали дальше. К Верховной Жрице у меня вообще много вопросов. Судя по МБК, это Святая Евфимия. Как-то не очень вяжется, на мой взгляд, этот образ с классическими отсылками Жрицы. Мне, если честно, не очень понятно, зачем вообще было включать церковную христианскую великомученицу в колоду Таро, и уж тем более на второй Аркан. Кто эти два мужчины, которые стоят на двух боковых створках триптиха? Почему Рыцари преклоняют колена именно перед этим образом? Какое отношение всё это имеет к поискам Святого Грааля? Вопросов однозначно больше, чем ответов.

Следующее недоумение вызвал Аркан Влюблённые. Удивительно, но на этой карте в Таро Святого Грааля никаких влюблённых вы не увидите вовсе. Перед нами предстают два мужчины. Как становится ясно, если покопаться в истории — это Ричард Львиное Сердце и Саладин. Название карты в МБК — Перемирие. И вот тут я возвращаюсь к тому, что без подсказки начинающий таролог точно не разберётся в том, что здесь происходит. Оказывается, в 1192 году Ричарду Львиное Сердце пришлось заключить перемирие с Саладином, но это решение было связано с непростым выбором — либо потерять Иерусалим, либо потерять Англию.

Вот и получается, что докопаться до сути Аркана мы можем только через отличное знание истории и поиски в интернете, поскольку сама МБК никаких подробностей не описывает. Тут же хочется сказать: ну создали вы такую замороченную колоду — так хоть книжку к ней напишите нормальную! Вон, Марк МакЭлрой же написал, и в процессе чтения этой книжки сразу всё в Таро Эльфов становится на свои места, все сюжеты оказываются понятными. А тут — на первый взгляд, стоят себе два мужика, и чего стоят? Кого выбирают, почему мирятся? Да и яблочка на дереве позади, кстати, тоже висит два — можно же поделить поровну и разойтись своими дорогами!

А теперь (только не падайте) давайте посмотрим на то, как выглядит Дьявол в Таро Святого Грааля. Да, с одной стороны, понятно, что это тот самый Бафомет Элифаса Леви, но ни у кого не возникает вопрос — таким ли виделся Дьявол во времена Ордена Тамплиеров? Мне кажется, что всё-таки его образ должен был выглядеть как-то иначе.

А посмотрите, как вольно переработали Суд! На стяге глашатая изображён герб нового провозглашённого Иерусалимского государства. И сама карта показывает нам именно этот момент. Да, казалось бы, всё логично — наступают новые времена, многое меняется для простого народа, но вам не кажется, что Страшный Суд — это всё-таки о чём-то другом? В общем, много чем разочаровало меня это ваше Таро Святого Грааля.

На этой ноте я предлагаю закончить, наконец, со Старшими Арканами и перейти к Младшим.

Младшие Арканы

Честно говоря, я даже не решила, на чём сделать акцент — показать дикое количество Уэйтовских клонов среди Младших Арканов или же те немногие, что всё же имеют авторские сюжеты? Давайте всё-таки посмотрим те карты, где имеется хоть что-то новенькое, пусть и не везде удачное. Вот, например, Восьмёрка Жезлов Таро Святого Грааля. В МБК сказано, что карта символизирует быстроту реакции, поездку, ассоциативное мышление. Вы видите хотя бы одну трактовку в этом сюжете? Я — нет. Тройка Кубков. В МБК одно из значений Аркана — материнство и общая радость. Что??? То ли переводили эту маленькую белую книжечку онлайн-переводчиком, то ли где-то затесалась явная опечатка. На карте три мужчины, и, судя по их лицам, они уж точно не радуются.

Тройка Мечей каким-то странным образом вообще выбивается из канона. Я бы не удивилась, если бы перед нами была полностью авторская разработка, там такие вольности встречаются часто. Но в Таро Святого Грааля по восемь из десяти числовых карт каждой масти повторяют Уэйта, так почему на Тройке Мечей мы видим сцену Посвящения в Рыцари Ордена, а не разбитое сердце и всё этому сопутствующее? Или же для человека, решившего стать тамплиером, подобное желание было связано с сильнейшими душевными муками? Значение Десятки Пентаклей тоже противоречит само себе: на Аркане нарисованы Рыцари, с триумфом въезжающие в город, а в МБК после этого описания указаны значения: непринуждённость, семейный доход, близкие связи и ещё несколько трактовок. В общем, чем дальше в лес — тем больше дров.

Придворные карты

И снова про дрова. Создатели Таро Святого Грааля умудрились наломать дров даже при создании придворных персонажей. Двор Кубков ещё можно вписать в ту эпоху, о которой идёт речь: эти персонажи представлены Ангелом, Архангелом, Херувимом и Серафимом. Паж, Рыцарь и Король Пентаклей тоже вполне соответствуют. Но изображать на Королеве Пентаклей икону — это уже выше моего понимания. Недоумение вызвал также единорог, на котором едет Рыцарь Жезлов и Корабль Арго на Паже той же масти. Где Арго и где Орден Тамплиеров? По-моему, создатели малость перепутали временные рамки этих историй. Впрочем, как я уже говорила, иллюстрации всех Арканов Таро Святого Грааля при всём желании не получается вписать в какую-то единую историю. И очень жаль.

Особенности толкования карт

Значения карт Таро Святого Грааля в сопроводительной брошюре описаны только для прямого положения, но мне кажется, что и перевёрнутое будет уместно, если вы привыкли переворачивать Арканы при гадании. Я, как уже говорила, перевёртышами не пользуюсь вообще, за исключением пары специфических колод. Но всё это — личное дело каждого. При толковании этой колоды точно потребуются хорошие знания истории, религиоведения, а порой — и мифологии.

Для рассмотрения каких вопросов подходит колода

Таро Святого Грааля позиционируется как универсальная колода, но лично мне было бы трудно с ней сработаться в принципе. Если вам близка эта тематика, иллюстрации не вызывают отторжения и возникает желание покопаться в сюжетах глубже — думаю, вы сможете использовать эти карты для гадания на любую тему.

Кому подойдут данные карты?

А вот здесь я впервые не знаю, что и сказать. Рекомендовать Таро Святого Грааля начинающим тарологам я точно не посоветую — ногу сломят, да искажённое восприятие канона получат. Профессионалам такая колода тоже вряд ли пригодится. Видимо, остаются только коллекционеры.

Рекомендованная литература для ознакомления с колодой

Книг по Таро Святого Грааля, как я уже сказала, нет, а МБК грешит явными ошибками. Поэтому выход тут один — читать учебники истории и религиоведения, а потом пытаться дойти своим умом до возможных трактовок той или иной карты. На этой ноте свой обзор я завершаю. И по традиции прошу прощения у тех, кому творение Лоренцо Тезо и Стефано Палумбо пришлось по душе.

Виктория Котлярова

Виктория Котлярова, таролог, нумеролог, автор статей на эзотерические темы.

Статьи по Теме

Проверьте также
Close
Back to top button