Итоги подведём
- Я хочу поблагодарить всех, кто высказал свое мнение по тому, как ведется преподавательская работа в Русской Школе Таро. Я в равной степени благодарен и за поддержку, и за критику. Позитивные отзывы, которых – должен отметить с понятным удовольствием – было значительно больше, говорят мне, что в прошлом мы работали достаточно хорошо. Критика, я надеюсь, позволит улучшить мне качество работы в будущем.
- Критические замечания можно разделить на два типа: конструктивные и эмоциональные. Я полагаю, что эмоциональные высказывания связаны не столько со мной или с моей работой, сколько со внутренними проблемами написавшего. Поэтому я даже не буду их рассматривать. А конструктивные критические замечания я воспринимаю в первую очередь с благодарностью.
- Основное конструктивное замечание – в курсах «много воды», много неконкретного содержания. Признаюсь, это замечание меня удивило. Я был уверен, что мои курсы насыщены информацией настолько, насколько это возможно без потери качества преподавания. Ну что ж, полученное замечание – повод еще раз внимательно посмотреть на свою работу.
Монолог или диалог?
Преподавание может вестись условно в двух режимах. Когда учитель читает лекцию, не предполагая взаимодействия с учениками или в виде семинара, когда в процессе изучения возникает постоянный диалог между учителем и учениками.
Открою вам маленький секрет. Монологовый режим для меня как для преподавателя намного проще. Однако его КПД (коэффициент полезного действия – расшифрую на всякий случай) для ученика значительно ниже. При монологовом режиме ученик не участвует в процессе обучения. У многих из вас на книжных полках или жестких дисках хранятся подобные видеокурсы и книги. Требуется значительное волевое усилие со стороны ученика открыть книгу или включить курс, прослушать, законспектировать, сделать самопроверку, выявить слабые места в своих знаниях, прослушать курс еще раз, поработать над ошибками. И только после этого поставить галочку в учебно-методическом плане.
Сократовский метод диалогов включает ученика в учебный процесс сразу, не дожидаясь окончания курса. Размышления и ответы, найденные самостоятельно, остаются в голове надолго, если не навечно. Просто услышанное от учителя или прочитанное в книге исчезает из головы через пять минут. Очевидно, что диалог с учениками, особенно в режиме чата медленнее, чем лекционная скороговорка.
Теоретические и практические курсы
Мои курсы можно разделить на теоретические и практические. Или даже на курсы освоения концепций и курсы конкретных знаний. Практический курс построен на передаче конкретной суммы знаний по одному узкому вопросу. Например, «Таро и здоровье» или «Таро и бизнес».
Концептуальный курс имеет своей задачей научить ученика думать, опираясь на определенные теоретические идеи. Таков, например, курс магии. Понятно, что темп концептуального курса не может быть таким же высоким, как темп практического курса.
Целое или часть?
Каждый отдельный курс одновременно является самостоятельной единицей, которая может изучаться вне всякой связи с остальными курсами. Но в то же время он является частью Учения, элементом системы. Ученик волен изучать систему в целом или же взять один блок и добавить к тем знаниям, которые у него уже есть. В любом случае все определяется мотивацией ученика, насколько серьезно и глубоко он собирается изучать Таро.
Должен заметить, что я никогда не говорил, что моя система единственная, универсальная и всеобъемлющая. И на мой взгляд, она хорошо стыкуется и логически продолжает классические школы Таро Уэйта, Кроули и сводную франко-египетскую.
Знания, навыки, умения
В классической педагогике принята следующая триада понимания и овладения материалом учеником. От знаний – к навыкам. От навыков – к умениям.
Самый легкий и простой вариант для учителя и ученика — дать и получить знания. И самый короткий по времени. Превращение знаний в навыки, а навыков в умения требует намного больше времени и сил. Объяснение нового материала занимает полчаса. И потом пять часов – решение задач и упражнений на новое правило.
Хороший вариант – полноценный годичный курс Таро, два полуторачасовых занятия в неделю, сто — сто двадцать часов. Причем я считаю в астрономических часах, а не в академических.
Практика показывает, что человеку намного проще выделить два раза по три-четыре часа за один уик-энд, чем регулярно заниматься в течение года. Поэтому я сориентировался на передачу знаний, учитывая, что человек с достаточно высокой мотивацией навыки и умения будет отрабатывать самостоятельно, опираясь на упражнения, которые я даю.
«Хорошие» и «плохие» учителя
Цитата:
«Очень тяжело привести пример образцового курса.Но,если вспомнить обычную школу…..
На уроке у «хорошего» учителя все болтали,обменивались мнениями,рассказывали всякие истории…..но никто,конкретно,ничего не знал.
А на уроке у «плохого» учителя всё было тихо, спокойно, никакой болтовни, и предмет преподносился чётко и конкретно. Результат, обычно, был виден на контрольных — предмет «хорошего» учителя никто не знал — одни 2 и 3. А предмет»плохого» учителя знали даже отстающие…..
Вот вам и пример образцового обучения».
Этот пример меня очень сильно удивил. Так получилось, что я в течение своей жизни много раз был по разные стороны «учебных баррикад». Как правило, дрессировка «плохими» учителями своих учеников редко приводит:
1) к пониманию предмета
и
2) к любви к предмету.
Я считаю, что все или, по крайней мере, большинство людей, пришедших ко мне на курсы – это люди, которые искренне хотят учиться и которых не нужно заставлять или дрессировать, как обезьян в цирке. Наоборот, я уверен, что у большинства слушателей моих курсов высокая мотивация и высокая степень осознанности своих действий.
Мне очень импонирует идея равного диалога между учителем и учеником. Именно так поступали лучшие учителя, у которых мне доводилось учиться. И именно к этому я стремлюсь в своей преподавательской деятельности.
4. Однако полученные замечания заставили меня задуматься. И я понял, что одно из слабых мест в моих курсах – это обратная связь с учениками. Прямо сейчас у меня нет готового решения. Но я поработаю над этим. Если у вас есть какое-то предложение, как нам лучше сделать обратную связь между мной и вами, пожалуйста, напишите. Для меня это действительно важно.
5. Я не настолько хороший методист, как мне бы хотелось, поэтому от помощи хорошего методиста я бы не отказался.
Я еще раз благодарю всех написавших комментарии к прошлой статье и рассчитываю на продолжение нашего с вами диалога.
|