Обзор колоды Таро Рериха (Третьего Тысячелетия)
Сегодня существует огромное количество колод Таро, среди которых можно отыскать именно ту, что будет полностью отвечать вашим требованиям. Кому-то нравятся карты в старинном стиле, кто-то — не уходит далеко от классики, а кто-то предпочитает более современное оформление Арканов, например, выполненное в стиле компьютерной графики. О колоде последней категории мы и поговорим сегодня: я предлагаю вашему вниманию обзор на Таро Рериха или Таро Третьего Тысячелетия. От себя скажу: с этой колодой я довольно долгое время проработала, но впоследствии всё-таки нашла для неё нового хозяина, поскольку решила сократить свою карточную коллекцию, и Рерих всё-таки не вошёл в число моих фаворитов, хотя инструмент действительно рабочий.
История создания колоды
Таро Рериха было создано ещё в 1993 году немецким автором Карлом Рерихом, работающим в стиле, который называют «фантастическим натурализмом». Уже в то время колода шокировала многих своей неприкрытой чувственностью и откровенностью, однако карты обрели большую популярность, и несколько раз впоследствии переиздавались разными издательствами: в 1995, 2000, 2007, 2010 годах. Интересно, что карты выпускались под несколькими разными названиями: Таро Рериха, Таро Третьего Тысячелетия, Таро Эпохи Водолея (не путать с Таро Эры Водолея, на которую я уже писала обзор).
Карты выпускались в двух видах оформления: с чёрной рамкой и с белой. Лично мне больше понравилась чёрная. Несмотря на то, что иллюстрации выполнены с помощью техники компьютерного коллажа, они выглядят очень натуралистичными и аккуратными. Скажу честно, компьютерную графику в Таро я не люблю от слова совсем, однако колода Рериха мне очень понравилась. Есть в ней что-то особенное, притягательное, магнетическое. Стоит также отметить, что существуют две вариации колоды — оригинальная немецкая и американская версии. Американские карты слегка подверглись цензуре: поскольку в оригинале на иллюстрациях встречаются обнажённые тела, американские издатели решили их «слегка прикрыть».
Ключевые особенности
Первое, что бросается в глаза — кроулианская школа, в духе которой выдержана колода. Сегодня традицию Кроули, на мой взгляд, незаслуженно обходят стороной: если клонов Уэйта издаётся просто фантастическое количество, найти интересную колоду, сохраняющую стилистику Таро Тота — задача не такая уж простая. Да, подобные колоды встречаются, но их действительно мало, да и среди тех, что созданы по данной системе, далеко не все сохраняют традиционную символику, поэтому выбор, как говорится, не велик. Но я немного отошла от темы. Возвращаясь к Таро Третьего Тысячелетия, хочется отметить, что помимо следования кроулианской структуре, на карты нанесены буквы еврейского алфавита (каббалистические привязки), астрологические соответствия и руны арманического Футарка. То, как распределены руны — вопрос, конечно, спорный, поскольку далеко не со всеми выбранными автором аналогиями я согласна. Однако, опять-таки, назвать это Рериховским нововведением я не могу, поскольку полностью идентичные рунические соответствия уже встречались мне в колоде, выпущенной на несколько лет раньше — Таро Хайндля. Кто именно и у кого позаимствовал идею, судить не могу, поскольку не знаю этого точно. В целом же карты вполне вписываются в кроулианское направление, несмотря на то, что Аркан Сила остался на восьмом месте, Правосудие — на одиннадцатом, как у Уэйта. А вот фигуры Двора представлены Принцессой, Принцем, Королевой и Рыцарем, как в Таро Тота. Младшие Арканы, как и у Кроули, дополнены ключевыми словами, которые написаны прямо на самих картах.
Символизм колоды
Таро Рериха — колода очень современная. На изображениях встречаются весьма необычные образы: так, например, Колесница — это болид Формулы-1, Императрица — рыжеволосая дамочка с откровенным декольте и неформальной причёской, Дьявол — эдакий мужчина-искуситель, который, впрочем, совсем не напоминает традиционного бога природы Пана. Иллюстрации карт выполнены, как я уже сказала, в технике компьютерного коллажа, за счёт чего на Арканах появилось множество мелких деталей, которые можно долго разглядывать. На картах встречаются исписанные тетрадные листы и другие интересные мелочи, например, шахматная доска на Башне, карта Таро из колоды Уэйта на Аркане Суд и так далее. Иногда эти дополнительные детали действительно оказываются «в тему», иногда — вызывают лёгкое недоумение, но в целом каждую из них при желании можно объяснить. Младшие Арканы больше уводят в пучины сюрреализма, хотя есть среди них и вполне простые, понятные на первый взгляд. В целом иллюстрации Таро Третьего Тысячелетия довольно чётко раскрывают соответствующие им архетипы, и при этом отлично развивают образное мышление. Одним словом, тарологам-интуитам колода точно понравится.
Старшие Арканы
Итак, давайте начём обзор Старших Арканов с Дурака, открывающего колоду. В Таро Рериха на изображении мы видим портрет человека, одна половина лица которого мужская, другая — женская. Авторская задумка, видимо, состояла в том, чтобы показать андрогинную природу Шута. При этом на голове мужской половины колпак представляет собой коллаж из крокодила и тигра, а на женской — изысканные перья с бубенчиком. Руна соответствующая карте — Вуньо, означающая радость, удовольствие.
Императрица в Таро Третьего Тысячелетия, на мой взгляд, всё-таки не очень удалась. Несмотря на то, что, по мнению автора, Аркан отражает три цикла — рождение, жизнь и смерть, женщина на иллюстрации, как мне кажется, выглядит чересчур молодой и современной. Руна Турисаз, соответствующая карте, символизирует потенциальную энергию, которая содержится в любых биполярных крайностях (именно такое объяснение дано в сопроводительной книге).
А вот Башня, представленная в Таро Рериха, наоборот мне очень понравилась. Обратите внимание на тетрадный листок и шахматную доску: я думаю, что иллюстрация даёт отсылку к тому, что рушатся именно ментальные конструкции, то, что происходит внутри нашей головы, а внешние обстоятельства остаются теми же самыми. Это такая более личная «внутренняя Башня». Грубо говоря, любой жизненный переворот на самом деле отражает лишь крушение нашего отношения к происходящему, и у человека всегда найдутся силы, чтобы выстроить нечто новое на месте разрушенного.
Интересен Отшельник с бездонным звёздным небом в голове и лабиринтами, просвечивающими через кожу лица. Руна Иса, связанная с Арканом, в данном случае символизирует заморозку общения со внешним миром, уход вглубь себя и безграничные горизонты, существующие внутри его разума.
А вот Страшный Суд (в Таро Рериха — просто Суд) мне показался довольно безликим. Не считая аналогичной, но уменьшенной иллюстрации этого же Аркана из колоды Уэйта, на карте нет ничего особо запоминающегося и символичного. Из сопроводительной книги к колоде я прочла, что на иллюстрации представлена та же самая женщина, что и на Аркане Верховная Жрица, просто здесь глаза её открыты, что символизирует духовное пробуждение. Задумка однозначно не плоха, но вот реализация получилась слабовата, так как без подсказки я бы об основном посыле карты вряд ли догадалась.
В целом от Старших Арканов я в гораздо меньшем восторге, чем от Младших — вот Числовые карты получились у Рериха гораздо более интересными. Так что давайте поговорим о них подробнее.
Младшие Арканы
Итак, Числовые карты Таро Третьего Тысячелетия выполнены в дух Кроули, снабжены практически теми же ключевыми словами, но вот иллюстрации здесь уже не схематичны и образны, а более конкретны. Пройдёмся по картам, которые понравились мне больше всего. Мне очень нравится Тройка Жезлов. На иллюстрации мы видим дорогу — длинный путь, уходящий далеко за горизонт. По этому пути движется одинокая фигура, над которой в лилово-розовом небе распускается прекрасный цветок. Жезлы здесь представлены в виде столбов на обочине. У этого путешественника явно есть цель, к которой он стремится, и выбрана она, судя по всему, правильно. Да даже если и нет — человек непременно куда-то да придёт, поскольку не оглядывается назад и уверенно шагает дальше, направив всю свою внутреннюю энергию на продвижение вперёд.
Великолепно передано в данной колоде настроение Восьмёрки Кубков. Вы только посмотрите на эти согнутые порывами ветра голые деревья, которые будто бы из последних сил держатся в земле! Цветовое решение карты вызывает ощущение надвигающейся беды: лично мои первые ассоциации от этой иллюстрации — депрессия, тоска, безнадёга, меланхолия.
Очень лаконичным, чётким и вместе с тем завораживающим мне показалась Шестёрка Мечей, которая и в колоде Кроули, как вы, наверное, помните, носит аналогичное название Наука. Лабиринт на карте — это наши с вами ментальные изыскания, запутанные коридоры разума, а нити, которые помогают пройти сквозь него — те самые гениальные решения, догадки, озарения, ведущие к выходу, символически представленному в образе цветка.
Десятка Дисков символизирует материальный и нематериальный успех, пик достижений, которые на иллюстрации образно представлены в виде огромной ямы с различными «сокровищами». То, что все накопленное хранится именно в яме — это, на мой взгляд, намёк на то, что любые полученные блага не должны лежать мёртвым грузом, богатство (физическое, интеллектуальное, материальное) должно работать, а не уподобляться бесполезной свалке, поскольку стяжательство — это путь в никуда.
Хочу отметить, что Числовые карты у Рериха действительно получились выше всяких похвал, и, скажу честно, только из-за них я и работала какое-то время с данной колодой.
Придворные карты
А теперь настало время для рассмотрения Придворных карт. Фигурные Арканы, как я уже упоминала, в Таро Третьего Тысячелетия, имеют структуру, аналогичную Таро Тота: мы видим здесь Рыцарей, Королев, Принцев и Принцесс. Каждый образ многогранен, содержит множество деталей и намёков, пробуждающих фантазию и интуитивное чувствование карт. В отличие от тех же Старших Арканов, придворные персонажи получились очень живыми, яркими, интересными. Останавливаться подробно на каждом из них мы, конечно же, не будем, но я хочу отметить, что Королевы и Рыцари очень подходят друг другу, они выглядят самыми настоящими парами, в которых партнёры дополняют один другого — вы только взгляните! И это порой очень интересно отражается в раскладах.
Принцессы Таро Рериха во многом напоминают кроулианских, а вот Принцы выглядят необычно, хотя основные их качества практически полностью оказываются отражены через детали иллюстраций.
Подводя итог, можно сказать,что от карт Двора создаётся очень хорошее впечатление: по крайней мере, образы Рериха получились совсем не статичными, в них чувствуется стихийное влияние и определённая динамика.
Особенности толкования карт
Как работать с Таро Рериха с переворачиванием карт я, честно говоря, представляю себе мало. Внутри кроулианской традиции вообще не учитывается обратное положение, однако имеет значение тень Аркана. На иллюстрациях Таро Третьего Тысячелетия эту тень действительно можно разглядеть, поэтому я не рекомендую усложнять себе работу и переворачивать карты при гадании. Для толкования стоит опираться на классику (в данном случае на Таро Тота), а также на авторские нововведения. Впрочем, я встречала людей, которые с данной колодой работают чисто интуитивно: красочные изображения и большое количество деталей сделать это действительно позволяют.
Для рассмотрения каких вопросов подходит колода
Таро Рериха — колода, которую смело можно отнести к категории универсальных, поэтому просматривать с её помощью удастся любые вопросы: любовь-морковь, психология, профессиональная сфера, деньги. Мне лично показалось, что карты также очень хорошо раскрывают вопросы кармы.
Кому подойдут данные карты
Рекомендовать Таро Третьего Тысячелетия я бы не стала новичкам, не имеющим твёрдой базы по кроулианскому направлению, а также любителям колод, созданных художниками. Зато смело работать с творением немецкого автора смогут ценители современного искусства, сюрреализма и, конечно же, почитатели Таро Тота. Также колода, благодаря своей необычности, заинтересует коллекционеров.
Рекомендованная литература для знакомства с колодой
Единственная книга по данной колоде, которую можно посоветовать для изучения символизма — та, что шла в русскоязычном наборе, её сегодня можно найти в свободном доступе в интернете. Указания автора перевода электронной версии я так и не нашла. Также значения карт Таро Рериха активно обсуждают на форумах, посвящённых проработке различных колод.