Обзор колоды Таро Театр Кукол
Многие друзья-тарологи, рассматривая имеющиеся у меня колоды, всегда удивляются, когда видят на полочке Таро Театр Кукол. Рядом со сложными эзотерическими колодами типа Таро Тота, Герметического Годфри Доусона, Табула Мунди, Розетты и прочих подобных образцов, Театр Кукол кажется слишком простой, детской, примитивной. Но я всегда встаю на его защиту и говорю, что эти карты — одни из моих самых любимых. И сегодня я хочу вам немного рассказать про них: кто знает, быть может, мой обзор сподвигнет вас на покупку этого удивительного инструмента.
История создания колоды
Таро Театр Кукол создала наша с вами соотечественница — Мария Курара, известная многим по своей первой колоде — Таро Чёрных Котов. Сама Мария считает, что Куклы — это более усовершенствованная логичная система, чем её первое творение. И, что самое главное — действительно авторская. Мария не стала создавать очередной клон уже известной системы, а показала своё личное видение архетипов Таро в контексте современного мира. Основная задача — при минимализме символики раскрыть главный смысл каждой карты так, чтобы Арканы были понятны не только опытным тарологам, но и новичкам. Первый тираж колоды был издан самой Марией в 2015 году в количестве 100 экземпляров. В 2016 Театр Кукол вышел в издательстве «Весь», но в несколько изменённом, по просьбе автора, виде. Если на первом тираже у карт были чёрные рамки, во втором они стали белыми. Также изменились некоторые названия Старших Арканов, была полностью переработана иллюстрация Аркана Мир («Завершение» у автора) и внесены кое-какие изменения в ранги придворных карт.
Ключевые особенности колоды
Итак, что же представляет собой структура Театра Кукол? Это не совсем классическое Таро: в колоде представлено 22 Старших Аркана, 56 Младших и две дополнительные карты. Одна из них носит название «Будущее скрыто» — по сути это аналог пустой чёрной карты, вторая имеет надпись «Неправильно задан вопрос». Использовать дополнительные карты или нет — решать вам. Масти нестандартные — Жезлы стали Энергией, символы их — спички. Мечи — это Ум, символика — иголки с нитками и без. Кубки — Эмоции, предметы их — Чашки. Пентакли — Материя, символы — монетки.
Старшие Арканы имеют нумерацию, как в Марселе и у Кроули (Правосудие — 8, Сила — 11). Каждому из них присвоено своё оракульное название: как объясняет сама автор, это сделано для того, чтобы приблизить понимание Арканов к современному миру. Так, например, Дурак — это Глупец/Мудрец, Маг — Магия, Жрица — Созерцание, Иерофант — Вера, Смерть — Умирание и так далее. Из изображений Козырей полностью убрана символика, имеющая отношение к христианству, и любые персонифицированные значения. Свои названия имеют и Младшие Арканы. Карты Двора имеют «правильный баланс полов», т. е. две карты представлены женской энергией — Принцесса и Королева, две мужской — Принц и Король. В первой версии колоды места Принцев занимали Рыцари, но автор всё-таки решила назвать их Принцами, что действительно более логично.
Символизм колоды
Таро Театр Кукол показывает нам сценическое действие, героями которого становятся деревянные куклы-марионетки. Каждый Аркан — одна сценка, где есть занавес, декорации и действующие персонажи. На первый взгляд кажется, что сюжеты слишком просты и даже по-детски наивны, но если вы присмотритесь к колоде повнимательнее, то поймёте, что здесь нет абсолютно ничего лишнего, и этот минимализм как раз позволяет сосредоточиться на основном посыле карты без необходимости долгого в ней копания. Честно говоря, именно этим меня творение Марии Курара и подкупило. Мне всегда хотелось иметь хотя бы одну колоду, которая будет построена не на сложной символике, которую нужно изучать месяцами и годами, а на каких-то более простых вещах. И при этом хотелось немного уйти от персонификации. В этой колоде все мои желания воплотились просто идеально.
Старшие Арканы
Итак, Старшие Арканы Таро Театра Кукол. О том, что они показывают не персон, а скорее состояния, которые и кратко характеризуются оракульным названием, я уже говорила. Давайте просто возьмём несколько карт и рассмотрим их простую, но в то же время очень понятную символику.
Итак, Дурак (Шут) в колоде Марии Курара носит двойное название Глупец/Мудрец. И в принципе, это неудивительно. Это единственная марионетка в колоде, которая является стеклянной, а не деревянной. Стекло — материал, который закаляется. Также и наш Глупец/Мудрец в самом начале своего пути — очень хрупкий, лёгкий, невесомый, но по мере набирания опыта он окрепнет, стекло закалится и он-таки дойдёт до состояния Мудреца, ведь любой опыт, даже отрицательный, укрепляет внутренний мир, создаёт «внутренний стержень», делает нас более мудрыми.
Кукла шагает по верёвке, держа в руках связку воздушных шаров. Вокруг мы видим предупреждающие знаки, а на пути нашего героя то тут, то там расставлены опасные капканы — один из них находится прямо перед куклой, и она вот-вот наступит на него. Но с другой стороны, создаётся впечатление, что каким-то волшебным образом наш Глупец, даже если оступится, не упадёт, а удержится в воздухе благодаря воздушным шарам. Кстати, для меня, как для приверженца кроулианской системы, эти воздушные шары — действительно отсылка к стихии Воздуха.
Нравится мне подача Аркана Влюблённые. На первый взгляд кажется, что здесь отражён лишь аспект любви, ведь даже само название карты — Притяжение, но стоит присмотреться к заднему плану, и на ум приходят ещё и другие мысли. На фоне театральных кулис стоят четыре лестницы, разной длины и с разным количеством ступеней. На меня сразу нахлынул поток ассоциаций: какой путь выберешь ты? Длинный, медленный и последовательный, короткий и быстрый или какой-то иной? Что ещё интересно: на куклах надеты маски, но мужская фигура отодвигает маску с женской, как бы желая узнать её получше, понять, что скрывается за этим образом. По сути, карта объединяет в себе две классические свои ипостаси: притяжение противоположностей и аспект выбора.
Просто великолепен в Таро Театр Кукол Аркан Равновесие (Правосудие). Две куклы сидят на стеклянных качелях. Качели установлены на книге, т. е. на законах, правилах, догмах. В данный момент равновесие сохранено, но обратите внимание на чернильницу с пером: внести какие-то коррективы в эту «книгу закона» можно — достаточно спуститься с качелей, взять перо и дописать, но тогда всё хрупкое равновесие рухнет, ведь если одна кукла встанет, вторая упадёт вниз на острые кнопки, разбросанные вокруг конструкции.
Аркан 13 — Умирание — показывает нам старую, потрёпанную куклу, которую огромные ножницы вот-вот срежут с нитей, которыми она удерживается. Но после этого её не выкинут на помойку, ведь рядом лежат новые детали, нитки, игла, а значит со сцены она уйдёт лишь временно, чтобы потом вернуться в совершенно новой роли, когда её подлатают, обновят. Сама Кукла печальна, ведь она не видит того, что находится за её спиной — она не понимает, что после окончания этого этапа её ждёт совершенно новая жизнь.
21 Аркан — Завершение, выполнен во второй версии колоды в чёрно-белом цвете. Спектакль окончен, занавес задернут, свет погас, все маски сброшены, актёры ушли, а декорации валяются как уже не нужный хлам. Возможно, это был последний показ, и теперь театральная труппа начнёт работу над совершенно другим, новым проектом. А возможно наши куклы отправятся куда-то далеко, за грань реальности, за пределы театрального мира. Они вышли из роли и теперь займутся какими-то совершенно иными делами, уже там, в совершенно другой Вселенной.
Младшие Арканы
А теперь переходим к Младшим Арканам. Что мне нравится в них — так это чёткая нумерологическая последовательность. Мне даже не хочется рассматривать каждую карту по отдельности — их интересно анализировать группами. Давайте на этот раз отойдём от привычного формата рассмотрения Арканов и просто проанализируем, как развивается масть на примере стихии Воды — Эмоций, как она названа в этой колоде.
Итак, Туз Эмоций — это Источник, первое яркое проявление эмоции. Здесь изображена кукла, которая набирает полную чашу впечатлений, чувств. Можно сказать, что это отправная точка. Двойка названа Обмен — здесь уже происходит взаимообмен эмоциями во время общения между двумя куклами. Тройка — Насыщенность. Ситуация Аркана яркая, здесь много чувств, эмоциональности и уже трое действующих лиц. Аркан характеризует эмпатию, а насыщение чувствами происходит через постоянный обмен, радость общения, через какие-то яркие события. После такого насыщения на сцену выходит Четвёрка — Скука, состояние, когда эмоций было слишком много, веселье закончилось и настал период опустошения. Интерес к жизни пропадает, возникает потребность в новых переживаниях, но она пока ещё не реализована.
После периода апатии и депрессии в Пятёрке происходит какой-то толчок извне — это встряска, которая должна раскачать человека, выбить из под-ног старые эмоции. Неспроста Пятёрка называется Всплеск. В Шестёрке происходит переосмысление своих эмоций, на первый план выходит ностальгия, воспоминания, некое опустошение эмоциональной сферы и переосмысление ситуации. В Семёрке положение вещей меняется — у куклы появляется новый интерес, новые интересные впечатления, любопытство, желание попробовать нечто необычное, неизведанное. Но пока ещё это только интерес, а само погружение в Новизну происходит на Восьмёрке, которая так и называется — Новизна.
Девятка Эмоций — Радость. На этой стадии человека охватывает множество ярких впечатлений, эмоции разнообразны, и любой новый опыт становится интересным, происходит погружение в новые чувства. Десятка является кульминацией масти и показывает нам Покой — теперь эмоции уравновешены, наступил период благодати, но рано или поздно это состояние должно вывести нашу куклу на новый цикл развития, на более высокий эмоциональный уровень.
Вот таким вот образом идёт нумерологическое развитие внутри каждой масти Таро Театр Кукол. Аналогичным образом, но, конечно же, в рамках своей стихии, идёт развитие Энергии (Жезлы), Ума (Мечи), Материи (Пентакли).
Придворные карты
Карты Двора, как я уже говорила, в колоде Марии Курара грамотно сбалансированы в плане разделения энергии — здесь представлено по два мужских и по два женских персонажа каждой масти. Для меня лично эти образы очень близки к кроулианских. Только, конечно, гораздо проще, чем в Таро Тота и аналогичных колодах — и всё же со своими нюансами. Если, конечно, помнить о том, какая была совершена перестановка у Кроули.
Итак, двор масти Энергии — это Игривость (Принцесса), Стремление (Принц), Жизнерадостность (Королева), Активность (Король). Двор Эмоций — Открытость (Принцесса), Лёгкость (Принц), Мягкость (Королева), Радушие (Король). Двор Ума — Любопытство (Принцесса), Упорство (Принц), Проницательность (Королева), Гениальность (Король). И, наконец, двор Материи — Усилие (Принцесса), Твёрдость (Принц), Хозяйственность (Королева), Трудолюбие (Король).
Особенности толкования карт
Таро Театр Кукол легко поддаётся интуитивному толкованию. Сама Мария Курара в сопроводительной (кстати, очень хорошей) книге к колоде указывает и значения для перевёрнутого положения, поэтому если вы пользуетесь перевёртышами — можете смело их использовать. Самое главное — понять, что означают повторяющиеся символы на картах одной масти, а дальше всё само собой выстраивается в очень логичную, чёткую и понятную даже новичку систему.
Для рассмотрения каких вопросов подходит колода?
Театр Кукол — колода универсальная, замечательно работающая в абсолютно любой жизненной области. Единственное, чего бы я на ней смотреть не стала — это вопросы магического негатива и диагностики, но лишь потому что для этой темы имею в арсенале более подходящие колоды. Лично у меня Куклы великолепно идут на вопросы работы, финансов, профориентации, социальных взаимоотношений, для советов, как стоит в той или иной ситуации поступать человеку. Но, опять-таки, повторюсь, для раскладов на любовь, самопознание и любые житейские ситуации она тоже отлично работает. Я же приспособила под эти нужды другие колоды, хотя при необходимости могу всё это просматривать и на Театре Кукол.
Кому подойдут данные карты?
Лично я рекомендую Таро Театр Кукол абсолютно всем. Новичкам будет очень легко освоиться в работе с данной колодой, даже не имея полноценных знаний о классических системах, поскольку здесь мы видим ту же самую классику, но без дебрей из деталей и сложной символики. Профессионалам, которые ищут простой и лёгкий инструмент для разнообразия своей коллекции Таро Театр Кукол тоже придётся по душе. В целом, каких-либо ограничений по работе с этой колодой я не вижу. Единственное — отторжение она может вызвать у тех, кому не нравится сама тематика — показать архетипы через театральный мир марионеток. Мне же сама концепция колоды очень нравится, всё-таки не зря на ум часто приходит крылатое выражение, что весь мир — театр, а люди в нём — актёры.
Рекомендованная литература по ознакомлению с колодой
Единственная действительно стоящая книга по работе с Таро Театр Кукол — это творение самой Марии Курара, которая идёт вместе с картами. Это не скудное бесполезное МБК, а полноценная книга, раскрывающая всю авторскую систему и дающая полноценные трактовки всех карт в прямом и обратном положении. Больше для глубокого проникновения в эту колоду никакая литература вам не потребуется. Единственное, что меня лично удручает — это качество самих карт. Издательство «Весь», к сожалению, не постаралось — карты могли бы быть более плотными. Ну и чёрная рамка на первом издании, тираж которого уже распродан, мне казалась намного симпатичнее белой. Но это уже мои личные замечания, сама же колода просто замечательная.
На этом свой обзор я заканчиваю. В комментариях хотелось бы услышать мнение тех, кто уже работал с данной колодой — расскажите о ваших впечатлениях.