Обзор колоды Таро Звезды Вечности Liber T
Сегодняшний наш обзор будет очень интересен последователям кроулианской школы Таро. Колода, о которой мы поговорим, практически в точности повторяет символику Таро Тота, однако есть в ней и весьма интересные авторские нововведения. Лично я с этой колодой успешно взаимодействую время от времени на протяжении нескольких лет. Не могу сказать, что она отвечает на вопросы глубже и подробнее, чем традиционное Таро Тота, но, тем не менее, иногда для разнообразия я беру именно её для раскладов. Но не будем нарушать традиции, и пойдём по порядку.
История создания колоды
Впервые Таро Звезды Вечности или Liber T, увидело свет в 2004 году. 2012 год был ознаменован переизданием. Оба раза выпуском занималось итальянское издательство Lo Scarabeo, а русскоязычную версию по традиции адаптировал партнёр итальянцев Авваллон. Руку к созданию Таро Звезды Вечности приложили два человека: непосредственно автором задумки выступил Роберто Негрини, а реализовал придуманные образы художник Андреа Серио, известный многим по Таро Данте. Авторская задумка заключалась в следующем: перерисовать в более «мягком» стиле Старшие Арканы Таро Тота, а к Младшим добавить сюжетные иллюстрации, раскрывающие их эзотерическую суть. Дело в том, что Негрини долгое время изучал «Книгу Тота», поэтому решил переработать колоду Кроули, сделав её более подробной и содержательной, добавив дополнительную символику.
Ключевые особенности
Итак, как я уже сказала, Таро Звезды Вечности основана на кроулианском направлении. Масти здесь, как и в Таро Тота — Жезлы, Чаши, Мечи, Диски (иногда их ещё называют Сферами). Основное отличие от Уэйтовской школы: Правосудие (здесь это Регулирование) занимает восьмое место, а Сила (в данной колоде, как и у Кроули, она называется Вожделение) — одиннадцатое. Иерархия карт Двора также кроулианская: Рыцари, Королевы, Принцы, Принцессы. Колода очень сложная, наполненная эзотерической и оккультной символикой. Мне лично понравился сам формат карт: они более узкие и длинные, чем Таро Тота, и такая форма как-то удобнее лежит в руке.
Символизм карт
Если Старшие Арканы Таро Звезды Вечности по сути полностью идентичны рисункам Фриды Харрис, выполненным для колоды Кроули, Младшие, как я уже упоминала, дополнены сюжетами, которые, впрочем, могут быть непонятны на первый взгляд, особенно новичкам. Андреа Серио попытался изобразить египетские мистерии, связанные с зодиакальными декадами, т.е. вдохновение он черпал в древнем Зодиаке. На картах присутствуют все астрологические соответствия (аналогичные Кроули), значки стихий и прочие соответствия, выведенные автором в результате кропотливого и вдумчивого изучения «Книги Тота» и Изумрудных Скрижалей Гермеса Трисмегиста (для тех, кто не знает это таблички, на которых, согласно легенде, Гермес Трисмегист записал краткую формулировку философии герметизма). Чтобы поклонники Кроули наглядно увидели схожесть и различия между Liber T и Таро Тота, я буду вставлять в обзор сразу по две иллюстрации — по одной из каждой колоды, для сравнения.
Старшие Арканы
Старшие Арканы автор оставил практически без изменений — они точно такие же, как и в колоде Кроули, просто нарисованы в несколько иной, более мягкой манере: острые линии здесь сглажены, лишние детали как будто слегка размыты, слишком яркие цвета чуть приглушены. Таро Звезды Вечности рисовкой может прийтись по душе человеку, которому Таро Тота кажется слишком агрессивной колодой. Подробно останавливаться на Старших Арканах мы не будем, поскольку по значению они полностью повторяют кроулианские. Но интереса ради может просто сравнить несколько карт.
Взгляните, например, на Дурака. Если вы присмотритесь, то увидите, что вся символика осталась неизменной, однако сама карта выглядит совершенно по-иному, словно обладает другой энергетикой. Несмотря на то, что образы Таро Тота рисовала женщина, а над иллюстрациями Звезды Вечности работал мужчина, мне последние кажутся более «иньскими», женскими. Дурак в Liber T какой-то ещё более воздушный, лёгкий, невесомый, не правда ли? Впрочем, то же самое касается и других Арканов.
А вот, например, Вожделение, на мой взгляд, более мощным, с энергетической точки зрения, получилось у Фриды Харрис — здесь изображение, созданное Андреа Серио, несколько проигрывается. Но, впрочем, у вас может сложиться и иное впечатление, я же рассказываю о личных ассоциациях.
Впрочем, некоторые Старшие Арканы Liber T фактически от Тота ничем не отличаются, например, Искусство. Здесь я не чувствую сильную разницу в энергетике, исходящей от обеих карт. По-моему, они обе прекрасны.
Младшие Арканы
А вот теперь начинается самое интересное — Младшие Арканы. Как я уже говорила, в Таро Звезды Вечности они снабжены сюжетными изображениями. Поскольку про Старшие мы поговорили довольно поверхностно, я предлагаю рассмотреть не четыре числовые карты, как я обычно это делаю, а сразу шесть, поскольку они действительно очень необычные и, возможно, требующие комментариев.
Начнём, пожалуй, с Двойки Жезлов. В отличии от колоды Кроули, где мы видим просто два скрещенных тибетских дорже, объятых огненным пламенем, Таро Звезды Вечности представляет нам несколько иную картину: здесь сила приобретает уже более человеческий «характер», она становится более персонализированной. Центральным героем карты является воин, берсерк, который и держит в руках тибетские дорже. Аркан прямо кричит о том, что нужно проявить свои огненные качества, включить «внутреннего война», ведь сила огня непременно должна получить выход, чтобы не испепелить своего обладателя.
Теперь давайте взглянем на Шестёрку Чаш. Как вы помните, у Кроули этот Аркан был связан с сексуальным наслаждением, экстазом, чистым, незамутнённым удовольствием. Карта описывала состояние, когда человек искренне наслаждается происходящем, даёт волю чувствам, сексуальным инстинктам. Что же мы видим в Таро Звезды Вечности? Иллюстрация, на мой взгляд, куда глубже раскрывает значение Шестёрки Чаш, чем рисунок аналогичного Аркана в Таро Тота. Мы видим тропические острова, на каждом из которых занимаются любовью голые парочки. На берегу стоит огромная обнажённая женщина — вероятно, это сама великая блудница Бабалон, которая уже встречалась на карте Вожделение. Внизу иллюстрации нарисован морской змей с человеческой головой, увенчанной солнцем (мужская сила). Хвост змея устремлён прямо к лону Бабалон. В нижней же части карты мы видим и знакомую по Таро Тота композицию из шести чаш. На мой взгляд, автору и художнику колоды Liber T мастерски удалось показать сексуальность и жар страсти, о котором говорил Кроули, но который, тем не менее, не так легко читается по рисунку Фриды Харрис.
Интересен сюжет Семёрки Мечей. Внизу карты — один большой меч, на которого с двух сторон направлено по три маленьких. Если вы помните, то практически то же самое мы видели на 7 Мечей Таро Тота. А вот выше разворачивается совершенно иная картина: в верхней части карты на фоне звёздного неба и зодиакальных соответствий сидит какой-то гигантский уродливый младенец, а по центру стоят два персонажа — безголовый человек в белых одеждах. вокруг которого разбросаны одинаковые белые головы, очень напоминающие лицами того самого уродца, и монах в чёрной рясе и капюшоне, который держит в руке голову, судя по всему когда-то принадлежавшую безголовому. Лично я вижу здесь два варианта толкования: поскольку 7 Мечей часто ассоциируют с кражей, обманом, мошенничеством, можно предположить, что именно монах и украл голову нашего героя. Вторую трактовку я честно подсмотрела у Телемского, и согласилась с нею: возможно, сюжет показывает ситуацию, когда меч «срубил» ложную идентичность героя, его инфантильность (головы-то детские!), и сейчас монах готов отдать ему его настоящую личность, образно представленную в виде головы.
Очень нравится мне иллюстративная подача Семёрки Пентаклей Таро Звезды Вечности. Как вы помните, у Кроули карта связана с неудачами, которые проистекают из нежелания человека что-то делать, проявлять активность, что-то менять. Liber T показывает нам весьма красноречивый сюжет: мы видим в буквальном смысле могилу, в которую добровольно заточил себя человек, которого окружают шесть дисков с символами планеты ограничений Сатурн, в области фаллоса погребённого находится диск с символом знака Зодиака Телец. Над этой могилой возвышается огромный человекоподобный боров красного цвета, который в одной руке держит три копья, словно пытаясь их сломать, а в другом — большой Тау-крест, обвитый змеёй. Жест говорит о том, что он запечатывает могилу, в которую добровольно заточил себя наш герой. Это состояние, когда человек закапывает в землю свои таланты, возможности, не желает ничего предпринимать, потому что просто не верит в собственный успех. Данная числовая карта уже намного меньше напоминает аналогичный Аркан у Кроули.
Восьмёрка Чаш в Таро Звезды Вечности показана через следующий сюжет: над мрачным, загнивающим болотом с чашами (аналог рисунка Фриды Харрис) мы видим островок, на котором находятся люди. Двое из них (мужчина и женщина слева и справа) закованы в цепи и изо всех сил пытаются утащить то, что никак не удаётся сдвинуть с места. Посредине ещё одна парочка, находящаяся, судя по всему, в подавленном состоянии духа. Они сидят рядом, но смотрят в разные стороны — женщина куда-то вглубь карты, мужчина — в левую сторону. Над людьми возвышается большая мужская фигура со сжатыми кулаками: одна половина тела этого мужчины белая, вторая — чёрная, словно она спрятана в тени. Я думаю, что огромная двухцветная фигура символизирует наше эго, половина которого прячется в тени: это неосознаваемые чувства, которые мы прячем от окружающих, а порой и от самих себя. Маленькие фигуры людей символизируют ситуации, когда мы словно бегаем по замкнутому кругу, пытается бороться с обстоятельствами, попадаем в плен чувств, надеясь что-то изменить, однако не замечаем, что отношения уже прогнили, превратились в болото.
Финальной картой давайте рассмотрим Десятку Дисков. Диски здесь расположены в форме Древа Жизни, как и у Кроули, однако, художник изобразил и невидимую сефиру Даат (чёрная дыра на поверхности земного шара). На самом нижнем диске мы видим значки планет, на трёх чуть выше — шестиконечную и семиконечную звезду, а также шахматную доску. Остальные сферы не обозначены никакими значками. Над этим символическим Древом Жизни возвышается фигура человека, замотанного в бинты. Он очень напоминает мумию. Карта очень спокойна, гармонична, она словно показывает нам финальную точку пути, когда всё уже достигнуто, и больше нет никаких желаний. На мой взгляд, здесь, в отличие от Таро Тота, мы видим не только кульминацию материальных достижений, но и внутренний покой, отстранение человека от активной жизни. Мне кажется, что Аркан вполне может означать и физическую смерть человека при подтверждении другими картами расклада.
Придворные карты
Придворные карты Таро Звезды Вечности по сути не сильно отличаются от представленных в колоде Кроули, просто, как и Старшие Арканы, прорисованы они более мягко. Порой авторское видение кажется мне вполне уместным, в некоторых случаях — не совсем (рисунки Фриды Харрис иногда действительно выигрывают). Но по сути это всё те же Рыцари, Королевы, Принцы и Принцессы, обладающие соответствующими стихийными соответствиями, поэтому останавливаться на них подробно смысла не вижу.
Особенности толкования карт
В Таро Звезды Вечности не используются перевёрнутые карты, как и в Таро Тота, поскольку каждый Аркан уже и так содержит внутри себя все возможные аспекты толкования, как позитивные, так и негативные. В остальном же с колодой нужно работать точно так же, как и с творением Кроули.
Для рассмотрения каких вопросов подходит колода
Liber T — колода универсальная. На ней можно просматривать абсолютно любые вопросы: самопознание, бизнес, личные и социальные взаимоотношения, магические воздействия. Но при условии, что вы досконально разберётесь с символикой. Новичкам Таро Звезды Вечности я не рекомендую: если уж начинать работу по кроулианскому направлению, то лучше делать это по классике — изучая Таро Тота, а уже потом переходить на другие колоды той же школы.
Кому подойдут данные карты
Liber T придётся по душе:
- Кроулианцам и телемитам
- Тарологам, уверенно работающим с Таро Тота и ищущим ещё одну колоду для практики
- Коллекционерам
Рекомендованная литература для ознакомления с колодой
К сожалению, никакой специальной литературы к своему творению Роберто Негрини не выпустил. Единственное, что идёт вместе с колодой — скромное МБК, от которого я лично не увидела никакой особой пользы. Впрочем, те, кто хорошо понимает символизм Таро Тота, легко смогут работать с этими картами. Единственная книга, в которой, хоть и кратко, но описываются сюжеты Младших Арканов Liber T — «Прыжок в бездну вершин» Олега Телемского. Но у кроулианцев эта книга, скорее всего, и так есть среди настольных. В остальном же я рекомендую читать первоисточник — «Книгу Тота» Кроули, поскольку колода сохраняет всю традиционную для данного направления символику.