Обзор колоды Таро Николетты Чекколи
Сегодня мы с вами поговорим о колоде, мнения о которой кардинально расходятся. Кто-то вообще не считает эту колоду принадлежащей к системе Таро, а утверждает, что она, скорее, относится к категории оракулов. А кто-то находит образы этих карт удивительно глубокими и осмысленными. Но в таком деле как Таро трудно найти однозначно правых и неправых, ведь очень многое зависит от субъективных ощущений таролога. У кого-то, как говорится, в руках говорят и обычные бумажки с номерами, а кто-то даже из весьма детализированных изображений способен «вытащить» самый минимум информации. Ну а мы вернёмся к обсуждению Таро Николетты Чекколи – именно об этой колоде я и хотела с вами поговорить.
История создания колоды
Таро Николетты Чекколи – колода очень свежая, самая что ни на есть современная. Выпущена она была в 2014 году. Интересно, что если копнуть глубже, выяснится, что на самом деле ситуация с этой колодой неоднозначная. Рисунки, использованные художницей (которую, как вы уже догадались, зовут Николетта Чекколи) создавались как картины, а не как иллюстрации для карт Таро. То есть изначально появились сами образы, а потом уже некоторые из них подбирались под значения Арканов.
Нечто подобное происходило когда-то и с Таро Манара. Как вы знаете, Мило Манара рисовал исключительно комиксы, фрагменты которых впоследствии стали сюжетами Арканов колоды. То есть в данном случае речь тоже не шла о целенаправленном создании Таро.
Лично я не люблю, когда такое происходит. Хотя Манара, например, является одной из моих основных рабочих колод. Мне куда ближе колоды, каждая карта которых оказывается глубоко продуманной ещё до создания рисунка. Поэтому я Таро Николетты Чекколи отношу к оракульному типу, ведь привязка к классическим сюжетам здесь лишь условная, а кое-где она и вообще отсутствует.
Ключевые особенности
Как таковых особенностей, кроме специфики самих иллюстраций, у Таро Николетты Чекколи нет. В колоде вы найдёте ровно 78 карт — 22 Старших Аркана и 56 Младших Арканов. Масти привычные:
- Жезлы
- Кубки
- Мечи
- Пентакли
На самих картах вообще нет никаких словесных подписей: Старшие Арканы пронумерованы римскими цифрами, Младшие — арабскими.
На Числовых и Фигурных картах представлены лишь значки масти и символические изображения ранга:
- корона у Короля и Королевы
- лошадь у Рыцаря
- шлем у Пажа
Никаких особых привязок и дополнительных соответствий на картах нет. В принципе, такой минимализм позволяет не отвлекаться от самих изображений, что становится приятным бонусом при интуитивном чтении карт.
Символизм
Категория, к которой можно отнести Таро Николетты Чекколи по стилистике изображений – сюрреализм. Образы, созданные художницей, напоминают удивительный воображаемый мир, где пересекаются сюжеты сновидений и детских сказок. Правда, сказки эти, скорее страшные и психологически тяжёлые.
Дело в том, что практически все персонажи рисунков Николетты – это меланхоличные девочки, живущие внутри мрачноватой реальности, являющейся плодом причудливой фантазии художницы.
Мужские персонажи встречаются лишь на паре карт. Да и то они, скорее, являются второстепенными, а не основными (кроме Аркана Император, где мужского пола как раз главный герой).
Изображения странные, причудливые, необычные, но вместе с тем и глубокие, поскольку полны множества интересных, порой забавных, а порой пугающих деталей.
Старшие Арканы
Итак, как я уже сказала, пытаться искать отсылки к классическим образам в рисунках Николетты Чекколи – занятие бесполезное. Поскольку как карты Таро эти картины изначально и не рассматривались, будем считать колоду оракулом. И, исходя из этого, попробуем проанализировать несколько Старших Арканов.
Напоминаю: ищем не отсылки к классике, а просто даём волю своему воображению и описываем личные ассоциации, придумываем, что бы могла значить та или иная карта.
Начнём, пожалуй, с Шута. Лично у меня при взгляде на эту карту на ум сразу же приходит фраза «Много шума из ничего». Представляете, какие громкие звуки издаёт героиня карты во время передвижения:
- колёсики гремят
- бубенчики на колпаке звенят
- палочки стучит по огромному барабану
Очень шумный Шут в Таро Николетты Чекколи!
Я думаю, что карта покажет человека, изо всех сил пытающегося привлечь к себе внимание нестандартным внешним видом, странным, порой даже вызывающим поведением.
Интересно, что колёсики могут символизировать и быстроту движения, молниеносность решений, ведь если наш Шут куда-то катится, он явно не сможет столь же быстро остановиться. По сути это человек, действующий импульсивно, яркий, необычный, но, скорее всего, довольно глупый (барабан-то внутри пуст!).
Теперь посмотрим на Жрицу:
- замороженная женственность
- царство вечного льда
- покои Снежной Королевы
- холодность
- отчуждённость
- отстранённость от этого мира
Вот такие ассоциации приходят мне в голову при взгляде на второй Аркан Таро Николетты Чекколи.
Я не вижу здесь аспекта тайны или завесы, но сохраняется аспект соединения мира духовного с миром физическим – обратите внимание на высоту этой ледяной башни, в которую закована героиня карты. Думаю, художница хотела подчеркнуть отдалённость Жрицы от нашего физического мира, нарисовав её выше деревьев.
Корона, находящаяся выше головы, лично у меня ассоциируется с сефирой Кетер из каббалы, которая как раз и находится выше самого высшего – это источник всего. Но в эти дебри вовсе необязательно залезать тем, кто понятия не имеет о связи Таро и каббалы.
Аркан Справедливость Таро Николетты Чекколи очень хорошо показывает хрупкость всякого равновесия, идеальный баланс, который порой так сложно бывает соблюсти. Карта не имеет ничего общего с классическим Правосудием, а больше напоминает Регулирование Таро Тота в аспекте баланса. То есть, кто знаком с кроулианской системой, знает, что в VIII Аркане речь идёт о карме, о законе причин и следствий.
Справедливость колоды Чекколи, на мой взгляд, отлично демонстрирует эти принципы: от движения главной героини зависит устойчивость хлипкой конструкции из игральных карт. Маленький шажок влево или вправо и башня моментально развалится, похоронив маленькую принцессу под обломками, что ещё раз докажет неумолимость законов вселенского равновесия.
Довольно жестоким в Таро Николетты Чекколи выглядит и Колесо Фортуны:
- безжалостность судьбы
- невозможность повлиять на происходящее
- необходимость слепого подчинения обстоятельствам
Вот, что читается в образе этой несчастной девушки-бабочки, прибитой дротиками к огромной мишени тира.
Шанс на то, что очередной дротик-булавка не попадёт ей в самое сердце, есть всегда. Но насколько он велик? Суть данной карты, на мой взгляд, именно в том, что при выпадении Аркана человек оказывается не властен над событиями своей жизни, его воля сломлена обстоятельствами. Впрочем, вы имеете полное право со мной не согласиться. Я же уже не раз в своих статьях говорила о том, что оракульные колоды каждый видит по-своему.
И напоследок рассмотрим Аркан Суд. Здесь перед нами разворачивается картина освобождения. Странная девушка, похожая на бутон розы, судя по всему, очень давно сидит в заточении. И вот, наконец, к дверям приближается кролик, держащий за спиной ключ, способный открыть эти двери.
Основной посыл, который я вижу в XX Аркане Таро Николетты Чекколи:
- освобождение
- переход на новый этап
- выход из периода бездействия
- воскрешение
Впрочем, все эти значения очень близки к классическим.
Младшие Арканы
Теперь по традиции переходим к Младшим Арканам. Как обычно, предлагаю разобрать по одной Числовой карте каждой масти.
Из Жезлов давайте обратим внимание на Семёрку. Здесь перед нами предстаёт сцена наказания или некой грубой силы, которая на данный момент имеет власть над человеком. Когда эта карта выпадает в раскладе, можно говорить о том, что человек получает наказание за следование собственным искушениям (красный персонаж очень напоминает того, кто изображён в этой колоде на Аркане Дьявол, да и сам красный цвет может говорить о страсти, инстинктах, желаниях).
Из Кубков предлагаю проанализировать Четвёрку. Лично у меня эта карта вызывает следующие ощущения: человек сознательно изолировался от мира, закрылся внутри своей «ракушки», не желает выходить из зоны комфорта. Никакие внешние блага ему абсолютно не интересны. Это может быть:
- внутренняя закрытость
- нежелание пускать кого-либо к себе в душу
- не умение идти на контакт
- проведение личных границ
- обособленность
Довольно печальной выглядит Шестёрка Мечей Таро Николетты Чекколи. От карты прямо веет тоской и безысходностью. Аркан может символизировать прощание, проводы, ведь скорбящий лодочник-зайчик так напоминает мифологического Харона, перевозящего души умерших через Стикс. Все атрибуты привычного мира (игрушки) уже плавают вокруг гроба умершей хозяйки, они больше никому не нужны. Тлен, мрак и депрессивное настроение.
Очень нравится мне Десятка Пентаклей. Образ девочки, которая соскакивает с карусели верхом на ослике, ассоциируется сразу с несколькими ситуациями:
- завершение какого-то дела (мол, всё, накаталась, хватит уже)
- момент, когда пришла пора «выйти из игры»
- попытка приспособиться к реальному миру (выход за пределы карусели, т.е. скачок прочь из мира «игрушечного», воображаемого)
Кстати, Аркан вполне может показать физическую смерть как аспект выхода из круга жизни. Впрочем, это только мои личные ассоциации. У вас, как уже не раз говорила, они могут быть абсолютно другими.
Придворные карты
Придворные карты Таро Николетты Чекколи по сути ничем не отличаются от Числовых Арканов в плане стилистики и подачи. Единственный момент: все Рыцари изображены верхом на каких-то воображаемых животных. Общих же деталей у всех Королей, Королев и Пажей я, честно говоря, не нашла. Поэтому смысла пристально рассматривать каждого персонажа я не вижу. Там те же самые меланхоличные девочки посреди сюрреалистичных декораций.
Особенности толкования карт
Как вы уже поняли, толковать иллюстрации Таро Николетты Чекколи стоит интуитивно. Эта колода вообще куда больше напоминает метафорические карты, в которых каждый может увидеть что-то своё, чем Таро со стройной неизменной системой.
Переворачивать карты я бы не стала, поскольку в каждом Аркане и так содержится огромное количество мелких деталей, которые существенно расширяют спектр значений.
Для рассмотрения каких вопросов подходит колода
Конечно же, основная сфера, для которой подойдёт колода Чекколи – это психологические аспекты различных ситуаций. Карты очень хорошо отражают:
- внутренний мир человека
- комплексы
- страхи
- опасения
- кризисные моменты, переживаемые глубоко в душе
Думаю, что отлично работает это Таро и для анализа сновидений. В то время, когда у меня была эта колода, я пыталась использовать её для повседневных, бытовых раскладов. Но, честно скажу, полноценно работать с ней получалось на подобные темы лишь при личном присутствии клиентов, поскольку последние активно начинали выдавать собственные ассоциации от иллюстраций – на их основе я и выстраивала толкование. Так что универсальной колоду я всё-таки не назову.
Кому подойдут данные карты
Таро Николетты Чекколи можно посоветовать приобрести:
- любителям творчества художницы
- коллекционерам необычных колод
- искателям инструмента для проработки психологических вопросов
А также тем, кого не пугают сюрреалистичные иллюстрации.
Рекомендованная литература для знакомства с колодой
В то время, пока у меня была эта колода (на данный момент я с ней уже рассталась), никакой дополнительной литературы к ней не существовало. К колоде прилагалась лишь маленькая беленькая книжечка с краткими значениями, которые вообще, на мой взгляд, не отражали сути Арканов.
Не так давно вышла, наконец, книга Елены Коломенской «Таро Николетты Чекколи. По ту сторону снов». И сейчас это единственное издание, позволяющее более подробно познакомиться с образами карт.
Впрочем колоду довольно активно обсуждают тарологи на различных интернет-форумах, так что при желании можно найти темы, посвящённые проработке и почитать ассоциации других людей. Но я считаю, что подобные иллюстрации лучше читать интуитивно, без чужих подсказок, как обычно это делают с оракулами и метафорическими картами.