Обзор колоды Золотое Таро Климта
Мы продолжаем рассматривать красивые, позолоченные образцы гадальных карт, которые я называю коллекционными, и сегодня повестке дня у нас Золотое Таро Климта, погружающее в удивительный мир города Вена начала двадцатого века. Яркие, несколько абстрактные образы, созданные австрийским художником Густавом Климтом не оставят равнодушными ценителей живописи и искусства, а таких людей среди тарологов немало.
История создания колоды
Золотое Таро Климта — Golden Tarot of Klimt принадлежит авторству Атанаса Атанассова — художнику, который создал целую серию колод, в которых Арканы оформлены фрагментами картин известных художников. В этой же серии выходило Золотое Таро Боттичелли, серебряное пасьянсное Таро Мантеньи, Золотое Флорентийское Таро, колода Золото Икон, Таро Босха. На этот раз художник выбрал основной темой своего творения художественные работы Густава Климта — мастера живописи и основоположника стиля модерн на территории Австрии.
Сама колода, впервые вышедшая в 2005 году, выглядит просто роскошно. Золотое тиснение, удивительно красивые, богатые деталями иллюстрации, на большинстве которых мы видим женские фигуры (именно их чаще всего рисовал художник). Такую колоду действительно не стыдно вручить в качестве подарка тарологу, увлекающемуся живописью, культурологией или искусством. Колода переиздавалась в 2008 и 2015, а русскоязычная версия — в 2010.
Ключевые особенности колоды
Традицию колоды трудно назвать классической, она скорее — смешанная, что, впрочем, чаще всего и бывает, когда мы говорим о картах, созданных на основе художественных работ. Нумерация Старших Арканов Золотого Таро Климта соответствует Уэйту, аналогично дело обстоит с мастями и названиями карт Двора, но сами сюжеты при этом довольно далеки от классики. Хотя другого от столь сюрреалистичной колоды и не ожидаешь. Младшие Арканы, естественно, прорисованы, но подробнее о них я скажу чуть позже.
Символизм колоды
Очень трудно описывать колоды, являющиеся по сути мини-произведениями искусства. Здесь вы не найдёте привычных образов, как это обычно бывает, когда Арканы создаются из фрагментов уже готовых художественных работ, а не рисуются с нуля. Мне кажется, что это невероятно трудная задача — проанализировать все произведения мастера, отобрать из них кусочки, которые могут так или иначе соотноситься со значением определённого архетипа. Насколько сложно создать такую колоду, я могу судить по себе: иногда встречаю на просторах сети какую-либо восхитительную картину и восклицаю «Да это же самая настоящая Жрица!», а потом начинаю копаться в остальных работах художника и понимаю, что отыскать остальные 77 Арканов — задача просто нереальная, точнее реальная, но весьма кропотливая и долгая. Придётся потратить не один месяц, пытаясь собрать воедино те фрагменты, что могут вписаться в 78 значений карт Таро.
В целом, говоря о Золотом Таро Климта, хочется отметить саму манеру написания мастером картин, его собственный, узнаваемый, но весьма запутанный, необычный, абстрактный стиль. В одной из рецензий на эту колоду творчество художника было названо многогранным, сюрреалистическим, парадоксальным и самое главное — шизофреническим. И я с этим мнением полностью согласна. Нужно иметь весьма нестандартный взгляд, чтобы полностью понять Арканы этого Таро, в которых причудливым образом сочетается некая инопланетность, гиперреалистичность, здравый и вместе с тем совершенно безумный смысл, словно перемешанный в осколках реальности, мире сновидений и галлюциногенном бреде.
Не думайте, что я хоть как-то пытаюсь высказать своё «фи» художнику! Вовсе нет! Я поражаюсь его работами, которые можно рассматривать часами, но при этом считаю, что в контексте колоды Таро всё это очень сильно осложняет восприятие. Я бы сказала, что теряется целостность восприятия колоды как рабочего инструмента, поскольку каждая карта требует совершенно отдельного рассмотрения. Золотое Таро Климта похоже на множество осколков мозаики, каждый из которых сам по себе весьма ярок, красив и интересен, но собрать их все в единое целое, при всём желании, увы, не получается.
Старшие Арканы
Невероятно трудно говорить о каком-то конкретном значении каждого Старшего Аркана, поскольку все они многогранны, многослойны и содержат в себе целые пласты информации, в которой трудно будет разобраться без понимания того, с какой картины взят фрагмент. Думаю, грамотно истолковать эти образы может только большой знаток искусства или заядлый фанат творчества австрийского художника. Давайте попробуем заглянуть в галерею Золотого Таро Климта и взглянуть поближе на несколько Старших Арканов.
Аркан Дурак показывает нам человека, который вообще не понимает, где он находится, что делает и какова его цель на этой земле. Это фрагмент картины «Философия». Как видите, никакого намёка на привычную лёгкость и беззаботность, свойственную Шуту, здесь нет и в помине. Дурак Климта даже не пытается оглядеться по сторонам, он ещё и закрыл лицо руками, словно ограждая себя от любых проявлений окружающего мира. Мне кажется, что это очень тонкая и философская трактовка, далёкая от классики.
А вот Влюблённые этой колоды на удивление классичны, если, конечно, судить, не о значении Аркана в плане выбора, а рассматривать его как гармоничный любовный союз, который позволяет человеку оставаться самим собой. Экстаз слияния с партнёром, искренние чувства, но, никак не выбор. Что ж, такова воля автора. Кстати, картина, откуда взят этот фрагмент, носит название «Поцелуй» и считается одной из самых известных работ Климта.
Понять значение Отшельника весьма непросто, если не знать, что фрагмент взят с полотна «Юриспруденция», которое, кстати, используется и ещё для одного Аркана — Правосудие. Отшельник здесь — это осуждённый человек, который настолько устал от жизни, что питает надежду лишь на заключение, где ему, наконец-то удастся остаться в одиночестве. Я лично не смогла найти здесь признаки внутренней мудрости, обычно приписываемой этой карте. Здесь скорее мы видим покорность судьбе и движение к истине, словно под конвоем. Он не сам туда идёт, его к этому что-то подталкивает.
Давайте посмотрим на Колесо Фортуны. В этой удивительной колоде это яркая, сверкающая золотом девушка, опирающаяся на круг, напоминающий рулетку казино. Поначалу кажется, что сюжет этот выбран совершенно случайно, поскольку пересечения с привычным толкованием, на первый взгляд, особого нет. Но, если немного подумать, мы увидим, что колесо разбито на секторы с различными узорами. Это может быть отсылкой к чередованию жизненных полос, а что есть это чередование — если не судьба, над которой мы в определённые моменты жизни властны, а в другие — нет?
И в завершении нашего небольшого путешествия по Старшим Арканам посмотрим на карту Мир, которая показывает нам беременную женщину с картины «Надежда». Мне кажется, эта иллюстрация, на самом деле, одна из лучших в колоде. Для женщины её будущий ребёнок — это целый мир. Жизнь зародыша в материнской утробе — это ещё один отдельный мир. Появившись на свет, младенец попадает в совершенно другой мир. И всё это, простите за тавтологию, идеально вписывается в архетип Мира.
Младшие Арканы
С Младшими Арканами Золотого Таро Климта разобраться будет намного сложнее, по крайней мере из-за того, что они содержат в себе скорее авторские, нежели классические значения. Над каждым из них нужно долго думать, анализировать, подключать интуицию. Думаю, достаточно будет подробно остановиться на одной карте из каждой Масти.
На Пятёрке Кубков вы не найдёте никого похожего на грустного молодого человека, стоящего на берегу реки над разлившимися чашами. Да и сами чаши на этом Аркане никуда не переворачиваются, а ровно стоят одна над другой. Герой карты — актёр с картины «Аллегория трагедии», но вы об этом, конечно же, с первого взгляда на карту, не догадаетесь. В этом и кроется сложность данной колоды — нужно перелопатить море источников, чтобы найти возможный спектр значений. В руках актёра трагичная маска, хотя его собственное лицо кажется равнодушным. О чём может говорить Аркан? О фальшивых эмоциях и игре на публику или же о преувеличении значимости происходящих с ним событий?
Тройка Жезлов не менее символична. Первое, что бросается в глаза при взгляде на эту карту — девушка, которая держит в руках зеркало. Что оно может означать? Отзеркаливание чужих эмоций? Попытка посмотреть на собственное поведение без прикрас (в пользу этого толкования говорит также её обнажённое тело)? Или же она пускает этим зеркальцем солнечного зайчика, чтобы привлечь чьё-то внимание? Я думаю, помимо этих трёх ассоциаций, вы назовёте как минимум ещё столько же своих собственных.
К Пятёрке Мечей Золотого Таро Климта у меня пришли такие ассоциации — провокация, соблазнение, попытка втянуть в какую-то авантюру или сомнительное предприятие. Рыжеволосая девушка здесь напоминает русалку, которая своей неземной красотой и сладкоголосыми речами очаровывает юношу, чтобы утащить его на морское дно.
Шестёрку Пентаклей можно воспринимать по-разному. Кто-то видит в ней материнское тепло и заботу, что на самом деле весьма перекликается с классикой (щедрость, благодарность, оказание помощи). А кто-то считает, что женщина будто бы играет на камеру и пытается показаться идеальной матерью, хотя на самом деле таковой не является. Кто знает, как обстоят дела на самом деле…
Придворные карты
Описывать придворные карты этой колоды очень и очень сложно — можно залезть в такие дебри, что Юнгу бы и не снилось. Богатая детализация и вместе с тем прущая изо всех щелей абстрактность делает эти персонажи идеальными объектами для рассмотрения под микроскопом. Здесь, я думаю, вам стоит разбираться самостоятельно, поскольку карты Двора вообще многие тарологи воспринимают совершенно по-разному.
Особенности толкования карт
Вообще Золотое Таро Климта толковать без хорошо развитой фантазии и учебников по картинам художника просто невозможно. Поэтому новичкам с этой колодой каши точно сварить не удастся. Точнее, именно сплошная каша и получится в итоге, если взять в руки эти карты без каких-либо знаний об архетипах Таро и творчестве Густава Климта. Образы очень сложные, многогранные, многие из них просто невозможно воспринимать однозначно. Мне кажется, что даже один и тот же Аркан будет совершенно по-разному проигрываться в различных ситуациях. О том, чтобы их переворачивать, я даже не заикаюсь — мне кажется, с коллекционными колодами подобной тематики лучше этого не делать. Хотя в МБК приведены перевёрнутые значения, но мы же с вами знаем, как на самом деле порой составляются эти маленькие белые книжечки. Чисто интуитивный метод чтения, мне кажется, с этими картами тоже не прокатит. Поэтому лучший выбор — изучать, читать, применять, размышлять, а порой даже и записывать собственные ассоциации.
Для рассмотрения каких вопросов подходит колода?
Благодаря многогранности каждого образа, колода вполне может стать универсальной. Но лично мне кажется, что основное её направление — это всё-таки психология, внутренний мир, комплексы, страхи, ожидания, надежды и опасения. Это Таро может стать прекрасным инструментом для психологической работы.
Кому подойдут данные карты?
- Тем, кто не боится долгого изучения колоды по множеству источников
- Ценителям творчества Густава Климта и всем искусствоведам, художникам
- Коллекционерам, желающим пополнить свои «тарологические» запасы великолепным, с точки зрения художественного и эстетического оформления, образцом
Рекомендованная литература для знакомства с колодой
Значения карт Золотого Таро Климта, описанные в МБК, идущей с колодой, очень краткие. Но, тем не менее, кое-что подчерпнуть из них можно. По крайней мере, для первого знакомства. Далее я рекомендую вам книгу Эльзы Хапатнюковской в соавторстве с Дмитрием Бахаевым под названием «Золотое Таро Климта: танец запретных снов».
Тем, кто сомневается, покупать или нет данную колоду, стоит посмотреть любое видео о Золотом Таро Климта, так как все карты данной «золочёной» серии Атанассова вживую выглядят намного красивее, чем иллюстрации в интернете.